» » Как и откуда берется «паленый» бензин

Как и откуда берется «паленый» бензин

Автор: admin 294  
Как и откуда берется «паленый» бензин
Качество топлива остается одной из главных проблем российских автомобилистов, хотя и не такой острой, как еще пару лет назад. Ожидаемое в будущем году подорожание бензина актуализирует эту тему. © Pixabay.com
По некоторым данным, общий объем контрафактной продукции на российском рынке топлива составляет не менее 10 млн тонн (примерно 25%), а в некоторых регионах ее доля достигает 50–60%. У официальных структур цифры скромнее. 
На пути к идеалу
В 2015 году президент РФ Владимир Путин впервые обозначил проблему некачественного топлива и дал соответствующие поручения правительству, напомнил министр по вопросам Открытого правительства Михаил Абызов на публичном обсуждении вопросов качества моторного топлива в пресс-центре МИА «Россия сегодня». По словам чиновника, тогда по результатам контрольных мероприятий выяснилось, что более 20% топлива реализуется с отклонением от стандартов технического регламента. «За последние два года в результате масштабных мероприятий государственного контроля нам удалось сократить цифру некачественного топлива в обороте до 11%", — заявил он.
Тем ни менее, власти тоже не считают достигнутые результаты идеальными и планируют в ближайшие годы достигнуть показателя в 1%. Ведь вопрос качества топлива на заправках касается любого жителя крупных городов, независимо от наличия у него водительских прав и автомобиля, поскольку от вредных выбросов страдает экология.
В выбросах автотранспорта присутствует более 200 загрязняющих веществ. При этом, по статистике, именно они дают от 60 до 80% выбросов в атмосферу во всех крупных российских городах. Использование качественного топлива занимает 20% среди факторов, которые позволяют снижать данный показатель. Еще 30% - это качество двигателя, и 50% - оптимизация движения.
Как и откуда берется «паленый» бензин

Нащупать брешь в цепочке
Претензий к качеству продукции крупных нефтеперерабатывающих заводов нет. Но путь их топлива к АЗС тернист, и на всех этапах возможны проблемы. Чаще всего он сначала лежит через нефтебазы. Там продукция крупных НПЗ может случайно или намеренно смешаться с другим топливом или просто загрязниться. При этом нефтебазы не отвечают за качество топлива, поскольку формально они его только хранят, и при выходе никакой проверки фактически не происходит, просто перепечатывается паспорт крупного завода-изготовителя.
Далее топливо движется к заправке автотранспортом. Оно может быть залито в грязный бензовоз или подменено недобросовестным водителем. На АЗС тоже могут быть проблемы, связанные с тем, что топливо неправильно слили, смешали в резервуарах, чем-то загрязнили. Часть проблем могут решить современные технологии. Например, специальные системы электронного пломбирования позволяют предотвратить воровство в ходе транспортировки. При попытке несанкционированного проникновения поступает сигнал на диспетчерский пункт. Однако самым действенным способом является система контроля качества на всех этапах движения топлива — от завода до бензобака. Именно такую систему предлагает внедрить Росстандарт.
Кроме того, под крылом ведомства разработан специальный портативный анализатор топлива, позволяющий провести его проверку прямо на заправке. «Надеемся, что в скором времени он станет доступен большому количеству автолюбителей», — сказал глава ведомства Алексей Абрамов.
Он также сообщил о том, что уже принят в первом чтении специальный законопроект «Об оборотных штрафах», призванный экономически воздействовать на недобросовестных продавцов. Суть в том, что при выявлении суррогатного топлива предусматривается штраф, привязанный к выручке предприятия за весь год, предшествующий обнаружению данного нарушения.
Размер штрафа предлагается установить на уровне 1%. Правда, до сих пор ведутся дискуссии о том, как его считать — только от объемов того топлива, по которому выявлено нарушение, или от продажи всех видов топлива.
Как и откуда берется «паленый» бензин

Внимание! Контрафакт
Государство также может обязать нарушителей размещать на заправке специальный знак, сигнализирующий, каким результатом закончилась проверка качества топлива. «Это сильно бы отрезвило некоторых недобросовестных предпринимателей», — уверен Абызов.
Он обращает внимание и на мобильные приложения, позволяющие вычислить ближайшую заправку. «Что мешает им выдавать предупреждение: внимание, здесь было зафиксировано некачественное топливо! Очевидно, автолюбитель просто не будет туда ездить», — рассуждает чиновник. И добавляет, что все эти технологии можно реализовать уже сегодня. Но регулирование не должно быть избыточным, признают представители власти. Так, Абызов отмечает, что бодяжить топливо, конечно, недопустимо, и государство не должно быть терпимым к подобным злоупотреблениям, но не менее важно сохранить конкурентную среду на рынке, и не довести ситуацию до крайности, когда заниматься этим бизнесом станет просто невыгодно.
Бдительное общество
Свести почти к нулю проблему некачественного топлива невозможно только силами государственного контроля, считают чиновники, и всячески приветствуют общественные инициативы в данной области.
Руководитель Роскачества Максим Протасов в качестве примера привел США, где минувшим летом активно обсуждалось исследование общественной организации, которая в пяти штатах провела тесты бензина. Там тоже выявились серьезнейшие проблемы. Только в одной из крупных сетей более 2 млн галлонов было продано с повышенным уровнем полимерных остатков. Благодаря взаимодействию общественной организации с госрегулятором сеть отозвала весь остающийся некачественный бензин из продажи, да к тому же за свой счет починила все двигатели автолюбителям, которые обратились к ней с этой проблемой.
Как и откуда берется «паленый» бензин
© pixabay.com
Но чтобы достичь такого результата и в России, важно правильно передавать документы от общественной организации к государственной структуре. Методика отбора проб должна быть верной. Испытательная лаборатория должна работать в соответствии с требованиями Росаккредитации. Период между покупкой топлива и обращением в лабораторию должен быть детально прописан. По словам эксперта, все это уже изложено четко и понятно в специальной методичке, разработанной и утвержденной Росстандартом. Но есть еще одна проблема — достаточно небольшое количество аккредитованных лабораторий, потому что спрос на частные исследования крайне низок. Эксперты надеются, что совместная работа государственных и общественных организаций приведет к тому, что лабораториям станет выгодно аккредитовываться и проводить объективные испытания.
Вопросы экономики
В основе реализации любого вида контрафактного топлива всегда лежат экономические причины, напомнил президент Российского топливного союза Евгений Аркуша. Особо он выделил две.
Первая: «бодяга» производится из неких компонентов, которые выходят с заводов без уплаты акциза. «Разница между товарным продуктом, который называется дизельное топливо, и вот этими полуфабрикатами доходит до 8–10 тысяч рублей за тону. Это огромные деньги и большой соблазн купить дешевле и продать дороже. Полтора года мы боролись за то, чтобы лазейки, которые в настоящее время есть в налоговом кодексе, были закрыты, чтобы не выходило вместо дизельного топлива судовое, печное и т. д. в оборот без уплаты акциза. Сейчас такие поправки введены, и мы надеемся, что эти лазейки будут закрыты, по крайней мере, процентов на девяносто», — говорит эксперт. Вторая причина — ценообразование в оптовом и розничном звене. На розницу давят регулятивные нормы (рост цен не может быть выше уровня инфляции), а оптовые цены меняются в соответствии с рыночными реалиями. Доходит до того, что входная оптовая цена оказывается выше розничной. Например, сейчас такая ситуация наблюдается с дизельным топливом. Опять же, это порождает соблазн купить дешевле, чтобы не торговать себе в убыток.
«Мы согласны: надо сделать так, чтобы торговля некачественным топливом была невыгодна. Но надо также сделать так, чтобы торговля товарным продуктом была выгодна. Пока этого не будет, любой контроль окажется неэффективным», — подытожил эксперт.

  
Social comments Cackle

Новости партнеров