» » По чьей вине РФ исключили из состава Комитета ЮНЕСКО?

По чьей вине РФ исключили из состава Комитета ЮНЕСКО?

Автор: admin 1109  
По чьей вине РФ исключили из состава Комитета ЮНЕСКО?
Российская Федерация несет ряд обязательств в области охраны памятников истории и культуры, вытекающих из членства Российской Федерации в ЮНЕСКО в соответствии с Уставом указанной международной организации и конвенциями. Однако, с 2013 года Российская Федерация выведена из состава Комитета всемирного наследия (World Heritage Committee или WHC), как предположил мой источник в Минкультуры, из-за политики российского Департамента контроля, надзора и лицензирования в сфере культурного наследия, который, например, продвигает в Список всемирного наследия Храм Христа Спасителя, вообще не являющегося памятником истории и культуры. В качестве правоприемника СССР Россия участвует в «Конвенции об охране всемирного культурного и природного наследия» (Указ Президиума Верховного Совета СССР от 09.03.88 № 8595-ХI). Данная Конвенция, принятая 16 ноября 1972 года XVII Генеральной конференцией ЮНЕСКО, ввела понятие всемирного культурного и природного наследия и установила, что в соответствии с определенными критериями формируется Перечень ценностей культурного и природного наследия («Список всемирного наследия») имеющих исключительный универсальный интерес, требующих сохранения как части культурного наследия человечества. Объекты, включенные в Список, определяются Конвенцией как «всеобщее наследие», что предъявляет следующие требования: - возложение обеспечения сохранности, охраны и популяризации на то государство, на территории которого расположен объект; - признание правомочий и обязательной организации международных усилий, направленных на сохранение объекта; - отказ стран-участниц Конвенции от каких-либо действий, негативно воздействующих на объект. Реализацией положений Конвенции занимается Международный Комитет по охране всемирного культурного и природного наследия («Комитет всемирного наследия) и его исполнительное Бюро. Решения Комитета (по результатам ежегодных сессий) носят обязательный характер для всех стран-участниц. Основным документом, развивающим положения Конвенции является «Руководство по выполнению Конвенции об охране всемирного наследия» от 10 июня 2013 года. Этот важнейший документ по сути является «подзаконным актом» в котором представлены разделы по управлению объектами и постоянному контролю за их состоянием (мониторинг объектов). Российская Федерация в Списке всемирного наследия представлена 16 объектами всемирного культурного наследия, причем большинство российских объектов было номинировано еще в советский период. Специальная Комиссия Российской Федерации по делам ЮНЕСКО, созданная в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 21.08.92 № 609, является органом связи между Правительством Российской Федерации и ЮНЕСКО, который координирует участие комитетов и рабочих органов, создаваемых по направлениям программной деятельности ЮНЕСКО; организует выполнение обязательств, вытекающих из членства России в ЮНЕСКО в соответствии с ее Уставом и конвенциями, ратифицированными Россией. Секретариат Комиссии (ответственный секретарь — Григорий Орджоникидзе) функционирует на правах структурного подразделения МИДа России и является юридическим лицом, обеспечивающим совместно с Российским Комитетом всемирного наследия (председатель — Игорь Маковецкий), в частности, работу с Центром всемирного наследия. Вообще работа по реализации положений Конвенции в России носит «спонтанный» характер. С 2012 года активное участие в выполнении обязательств по сохранению объектов всемирного наследия взяло на себя Минкультуры России в лице Департамента - нет, не международного сотрудничества, а... контроля, надзора и лицензирования в сфере культурного наследия (директор - Владимир Цветнов). Прежде всего, Департамент повторно заказал перевод на русский язык основных международных документов, например Руководства по выполнению конвенции - видимо перевод Центра всемирного наследия и Российского Комитета всемирного наследия не устраивал чиновников Министерства. Затем, ужесточились требования к пользователям объектов всемирного наследия, и прежде всего - к религиозным организациям (Новодевичий монастырь, Соловецкий монастырь, Троице-Сергиева Лавра). И это несмотря на то, что специалистами Центра всемирного наследия и экспертами в области культурного наследия не раз отмечался высокий уровень управления и использования объектов религиозного назначения, включенных в Список всемирного наследия, расположенными в России в юрисдикции Русской Православной Церкви. Однако, Департамент упорно пытается внести свою «лепту» в сохранение памятников русского храмового зодчества. Несмотря на то, что эксперты мониторинговой группы Центра всемирного наследия считают площадь «буферной зоны» ансамблей Новодевичьего монастыря и Троице-Сергиевой Лавры адекватной и достаточной для сохранения архитектурно-экстетических качеств данных объектов всемирного культурного наследия, Департамент осваивает государственные средства по разработке новых зон охраны. Так, вместо утвержденной экспертами ЮНЕСКО охранной зоны Троице-Сергиевой Лавры площадью примерно 2,5 Га, Департамент уже третий год пытается утвердить свой проект, согласно которого суммарная площадь зон охраны «подросла» до более чем 200 Га (материалы обоих проектов имеются в распоряжении редакции). Правда утвердить «мертвую зону» на такой территории нелегко, муниципальные власти не готовы приносить плановое развитие городских территорий в жертву амбициям Владимира Цветнова, но его это не останавливает: уже третий год Департамент безбедно живет, осваивая бюджетные деньги, а когда они кончатся - можно будет согласовывать застройщикам разрешения на строительство. Ничего личного, просто бизнес! А выполнение поручения Президента России от 20.08.2012 года № Пр-2217 может и подождать, не до него сейчас... Рекомендации экспертов Центра всемирного наследия в 2006 году по снижению техногенной нагрузки на памятники Троице-Сергиевой Лавры выполнялись администрацией по специальному плану строительства паломнического центра и семинарского корпуса за пределами монастырской ограды и до 2012 года не встречали противодействия со стороны государственных органов и Центра всемирного наследия ЮНЕСКО. Вмешательство Департамента Минкультуры России в данный процесс чуть было не поставило крест на этих проектах. Политика Минкультуры России в лице Департамента по продвижению российских объектов к Список всемирного наследия также вызывает недоумение у международных специалистов. В предварительном списке объектов от Российской Федерации в настоящее время находится Храм Христа Спасителя, который вообще не является памятником истории и культуры. Нарастающая озабоченность со стороны специалистов международных организаций в возможности адекватной политики сохранения историко-культурного наследия и объектов всемирного наследия, расположенных на территории России, привели к тому, что Российская Федерация с 2013 года больше не входит в состав Комитета всемирного наследия и не имеет там права голоса. И ведь виновато в этом только страшное, страшное ЮНЕСКО, правда?

Источник не указан
  
Social comments Cackle

Новости партнеров