DataLife Engine > Наука, Технологии, Новость дня > Двигатели для новой программы DARPA успешно проходят тесты

Двигатели для новой программы DARPA успешно проходят тесты

Двигатели для новой программы DARPA успешно проходят тесты

Двигатели для новой программы DARPA успешно проходят тесты

Прожиг AR-22 на тестовом стенде в Космическом Центре имени Джона Стенниса, 2 июля, шестой запуск за день в тестовой серии. Источник: Aerojet Rocketdyne
WASHINGTON — Ежедневные испытания как способ доказать пригодность двигателя, оставшегося от «Шаттлов», для программы нового челнока.
Двигатель AR-22 фирмы Aerojet Rocketdyne «пересёк экватор» — ко второму июля в Космическом Центре имени Джона Стенниса, Миссисипи, отчитались о 6 прожигах из 10, по 100 секунд каждый, и рассчитывают успешно завершить десятидневную программу согласно графику.

главный двигатель „Шаттла“ с незначительными переделками» — объясняет Джефф Хайнс, руководящий программой AR-22 в Aerojet, — «Не пришлось специально разрабатывать и изготавливать компоненты „с нуля“, мы просто взяли то, что было в наличии и доказало свою надежность в полётах, и использовали снова».
«Этот двигатель будет использоваться в SLS, и нам пришлось разработать к нему новый контроллер. Пожалуй, это основное отличие AR-22 от оригинального RS-25», — уточняет он — «То есть мы всего лишь довели его компьютерную систему до современного уровня».

«В остальном, никаких новых технологий», — говорит Джефф.
Текущей же серией тестов компания демонстрирует, что двигатель к тому же можно использовать 10 раз в течение 10 дней. Таково ключевое требование DARPA к перспективному «экспериментальному космоплану», и поэтому AR-22 станет маршевым двигателем Phantom Express, прототипа такого космоплана, разрабатываемого в Boeing.
Несмотря на то, что прародители AR-22 эксплуатировались десятки лет, их ни разу не подвергали столь частым повторным прожигам. Хайнс утверждает, что ему вообще известен только единственный случай, когда один и тот же двигатель запускали всего лишь два дня подряд. «Однако сейчас мы значительно превзошли этот результат», — радуется Джефф.
«Скептики на разные голоса твердили и десять, и шесть, и даже три месяца назад, что нас ждёт неминуемый провал, что такого не может быть, что движок к этому не приспособлен», — в свою очередь рассказывает Скотт Вержбановски, руководитель программы XS-1 в DARPA, — «Но теперь они получили хороший щелчок по носу».
Программа «экспериментального космоплана», также известная как XS-1, предполагает создание комплекса, состоящего из возвращаемой первой ступени, которую можно будет запускать ежедневно, и второй ступени, выводящей на орбиту до 1360 килограммов (прим. перев.: по всей видимости, имеется ввиду НОО). В мае 2017 DARPA выбрало генеральным подрядчиком проекта компанию Boeing, опередившую по результатам предварительной исследовательской работы Masten Space Systems и Northrop Grumman.
В Boeing, в свою очередь, начали запускать в производство некоторые элементы будущего Phantom Express. «Композитный бак для жидкого кислорода на данный момент проходит спекание в автоклаве», — отмечает Стив Джонстон, директор подразделения перспективных космических исследований в Boeing — «Так что корабль уже на стапеле, можно сказать».
По большинству систем в ближайшие месяцы завершается техническое проектирование, а технический проект аппарата целиком должен быть готов в 2019, после чего весной этого же года начнётся сборка опытного образца.
Джонстон: «Если всё пойдёт по плану, то первый полёт Phantom Express совершит в районе 2021 года. Выставлено огромное количество разнородных требований, и как будет выглядеть программа испытаний — зависит от окончательно утвержденного заказчиками к тому моменту списка. Но там наверняка будет то самое „совершить 10 полётов за 10 дней“, и мы изначально закладываем в наше детище способность стартовать каждый день без каких-то проблем».
«Но пока дела отлично», — добавляет Вержбановски — «Думаю, мы твёрдо стоим на пути и доберёмся до места вовремя».



Вернуться назад