» » День независимости России

День независимости России

Автор: admin 268  
День независимости России

12 июня праздновать рановато. Это всего лишь день независимости Ельцина от Горбачева.
А настоящий День Независимости России стоит отмечать на месяц позже - 3(14) июля.
В этот день "азовские походы" Петра Первого увенчались подписанием Константинопольского мирного договора 1700 года.
Это - первый международный договор, в котором Россия объявляется свободной от выплаты дани крымскому хану. 
Первое документально подтверждённое предоставление «поминок» относится к 1474 г., когда князь Иван III вступил в союз с Менгли – Гиреем против Большой Орды.
О том, какими были платежи крымскому хану, можно судить по сочинению «О России в царствование Алексея Михайловича», созданному в 1666 г. бежавшим в Швецию подьячим Посольского приказа Григорием Котошихиным. Он писал: «Крымскому хану, и к его царице, и к царевичам, и к их женам и к детем их, и к пашам и к князям и к мурзам, и к ближним людем, посылают с посланники шубы собольи, куньи, бельи, покрыты золотом, да шубы ж лисьи, песцовые, заечьи, покрыты камкою цветною, однарядки суконные, кафтаны камчатые, шапки, сапоги, соболи, куницы, лисицы, ежегодь, а что год перед годом с прибавкою, для того: которые им дары не полюбятся, и они переменивают, или к тому прибавливают, а чего кому не достанет по росписи, и они тех посланников мучат и бьют и в тюрме держат. А посылают к ним те поминки для того, чтоб они на украинные городы войною не ходили и городов и мест не разоряли; однако они такие дары беручи на то не смотрят, чинят что хотят. А будет тех поминков на год болши 20,000 рублев».
Прекратить выплаты «поминок» попытался Иван IV Грозный, однако, был вынужден возобновить их после похода Девлет – Гирея на Москву летом 1571 г. По окончании Смутного времени дань Крымскому ханству была закреплена мирным договором 1615 г. и с этого времени отсылалась ежегодно.
В 1658 – 1670 гг. «поминки» не уплачивались в связи с обострением военного противостояния Москвы и Бахчисарая. Затем на два года выплата была возобновлена, но прекратилась в связи с русско – турецкой войной 1672 – 1681 гг.
По Бахчисарайскому мирному договору в январе 1681 г. Московское государство в обмен на признание Крымом присоединения Левобережной Украины и Киева вновь согласилось на ежегодное предоставление «казны» хану. Несмотря на свои победы, Россия в 1679 из-за существенного истощения военных и людских ресурсов из-за Чигиринских походов турок, а также из-за двусмысленной политики Речи Посполитой, вынуждена была пойти на переговоры о мире сначала с крымским ханом Мурат-Гиреем, а затем и с турецким султаном Мухаммедом IV. В Бахчисарай были посланы стольник В. М. Тяпкина и дьяк Н. М. Зотов, прибывшие на р. Альма 25 октября 1680. Тяпкин и Зотов предложили провести границу между русскими и турецкими владениями по рекам Рось, Тясмин и Ингул, но противная сторона отвергла этот вариант, и русские посланники должны были уступить. 4 марта 1681 они выехали от хана, стоявшего «на поле в шатрах » возле Бахчисарая, имея на руках следующие условия: 1) перемирие на 20 лет; 2) границей считать Днепр; 3) хану должны быть выплачены деньги (дань) за прошлые 3 года и далее они должны присылаться каждый год по старым росписям; 4) ни хан, ни султан не будут помогать казакам, и 5) Киев с монастырями и городами, местечками и сёлами передаются московскому государю. Выплаты производились четыре раза и прекратились с 1686 г.
Итак, к 1700 году крымская дань уже 10 лет не платилась де-факто, но документально-правовая декларация суверенитета произошла лишь сейчас. 
"Приазовье навсегда закреплялось за Россией. Многовековое противостояние Руси и Орды завершилось" (Андреев А. Р. Конец "Дикого поля" // Каргалов В. В. На границах Руси стоять крепко! Великая Русь и Дикое поле. Противостояние 13-18 веков. М., 1998, с. 423)
Статья 8-я Договора гласит:

"А понеже Государство Московское самовласное и свободное Государство есть, дача, которая по се время погодно давана была Крымским Ханам и Крымским Татарам, или прошлая, или нет, или впредь, да не будет должна от Его Священного Царского Величества Москровского даватись, ни от Наследников Ево"
(текст тут: https://vk.com/wall-76832361?offset=680&w=wall-67308657_3823).
Это Договор не был опубликован в России во время его действия.
В печати было лишь такое сообщение:
"Его Царское Величество будучи тогда в Москве, получил ведомость от вышеупомянутого чрезвычайного Посланника Украинцова, что он с Турки в Константинополе Июля в 3 день 1700 года заключил трактат мирный на 30 лет, в котором постановлено у Днепра реки поселенные и отторгнутые от порты Отоманской городки, Таван, Казыкермень, и Нустрет-Кермень, и Сагис-Кермень разорить, и дабы впредь никогда на тех местах городкам и никакому поселению не быть, а быть тем землям паки во владении Отоманскаго государства; по разорении же из тех городков военные Его Царскаго Величества и прочие люди со всеми пушками и воинским приуготовлением и со всеми своими пожитки и провиантом безбедно и безопасно в свои земли да возвратятся, и при выходе оных никакое им неприятство, урон и убыток от Турецких подданных, Татар и прочих народов, да не наносится. Азов город и к нему принадлежащие все старые и новые городки с землями и местами в державе Его Царскаго Величества да пребудут.

По получении же той ведомости и по воздаянии Богу благодарения за учинение такого полезнаго мира, в 1700 году в Августе месяце Государь Шведам войну объявил. А до сего времени удержался от войны для того, что при заключении трактата с Королем Польским, во оном постановлено, той войны не всчинать, пока мир или армистицию с Турки на довольное время получить" («Журнал» Петра Великого.Т. I. С. 10-11 http://www.coins-and-medals.ru/medals/db/russia/peter_1/constantinople_peace/index.shtml?rus).
(http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2015/4/Naumenko_History-of-Constantinople/:

"В «Указателе трактатов и сношений России с 1462 по 1826» С. Доброклонского есть слова о том, что Константинопольский мирный договор от 3 июля 1700 г. не был напечатан (Указатель … , М., 1838,с. 30). Но в «Сборнике грамот и договоров о присоединении царств и областей к Государству Российскому в XVII–XIX веках» можно увидеть копию с «Трактата, заключенного в Царьграде с Турецким Султаном Мустафою 2 Российскими посланниками Украинцовым и Дьяком Черодеевым» (Сборник грамот и договоров о присоединении царств и областей к государству Российскому в XVII–XIX веках (1922) / сост. и изд. под ред. А. А. Пазухина. Пг. : Государственное изд-во. Ч. 1 сс. 197-211).
***

«Грек Маврокордато, который вел переговоры от имени султана, стал убеждать русского посла Украинцова, не отказывать крымскому хану в посылке ему время от времени «некоторой дачи», Но в наказе Петра предписывалось в таком случае напомнить, что мир между государствами нарушался из-за набегов крымских татар, что на заявления русских государей никакого удовлетворения не следовало и что русские гонцы и посланники были задерживаемы много раз в Крыму и «биты, мучены и обесчещены». Дача ханам отменена «за многие их неправды». В центре разговора оказались «татарская несправедливость» и многолетнее «неунимание татар» турецкими султанами. Вот тут и прозвучали слова посланника о переменах в Турецком государстве не в лучшую в тот момент сторону и о событии из далекого прошлого, «когда русские народы морем к Константинополю хаживали и годовую казну с греческих царей брали, а потом это изменилось…». Теперь пришло другое время, и татарам необходимо было от дачи «уняться и жить с христианскими государи в покое, чтоб за свою дерзость не навели они на себя и на жилища свои какова воинского нахождения и разорения».

Маврокордато, однако, ради положительного результата, готов был с русскими «хотя до ночи и всю ночь сидеть». Как ни убеждал его Украинцев, что «ныне и никогда крымскому хану и татарам никакой дачи из царской казны не будет», грек продолжал уговаривать их, указывая на какую-то одному ему известную «непристойность», состоящую в том, что невозможно же Цар. Вел-ву «для соседства с ханом и Крымским государством отказаться жаловать хана и татар своим жалованьем, как бывало исстари». По ходу встречи Маврокордато договорился до того, что отказ В. Государя хана и татар приведет в «совершенное отчаяние», и вдруг прибег к сравнению, на которое мы и хотели указать: «И не токмо-де милость людем творится, но и псов кормят же, чтобы были сыты и голодом не издыхали» (Богословский, 2007: 152). На фоне плохо выздоравливающих посланников, находившихся почти год все в том же темном закоулке Константинополя в изоляции, и незабываемой картины татарской конницы, стоявшей «по берегу и по горам» по прибытии корабля Посольства в Керчь, такая просьба убийственна. Выяснилось, что только лишь обещанием дачи «учинится татарам повеселение»: «Моря и великие реки не разлили, а орды бусурманские расплодились многие». Из них крымский хан ближний сосед Царскому Величеству. Казуистика какая-то. И это говорит философ, писатель и человек одной веры с посланниками! Маврокордато как будто забыл, кто побежденный в Турецкой войне, говоря, что не следует доводить до конца терпение Порты».

«Грек Маврокордато, который вел переговоры от имени султана, стал убеждать русского посла Украинцова, не отказывать крымскому хану в посылке ему время от времени «некоторой дачи», Но в наказе Петра предписывалось в таком случае напомнить, что мир между государствами нарушался из-за набегов крымских татар, что на заявления русских государей никакого удовлетворения не следовало и что русские гонцы и посланники были задерживаемы много раз в Крыму и «биты, мучены и обесчещены». Дача ханам отменена «за многие их неправды». В центре разговора оказались «татарская несправедливость» и многолетнее «неунимание татар» турецкими султанами. Вот тут и прозвучали слова посланника о переменах в Турецком государстве не в лучшую в тот момент сторону и о событии из далекого прошлого, «когда русские народы морем к Константинополю хаживали и годовую казну с греческих царей брали, а потом это изменилось…». Теперь пришло другое время, и татарам необходимо было от дачи «уняться и жить с христианскими государи в покое, чтоб за свою дерзость не навели они на себя и на жилища свои какова воинского нахождения и разорения».

Маврокордато, однако, ради положительного результата, готов был с русскими «хотя до ночи и всю ночь сидеть». Как ни убеждал его Украинцев, что «ныне и никогда крымскому хану и татарам никакой дачи из царской казны не будет», грек продолжал уговаривать их, указывая на какую-то одному ему известную «непристойность», состоящую в том, что невозможно же Цар. Вел-ву «для соседства с ханом и Крымским государством отказаться жаловать хана и татар своим жалованьем, как бывало исстари». По ходу встречи Маврокордато договорился до того, что отказ В. Государя хана и татар приведет в «совершенное отчаяние», и вдруг прибег к сравнению, на которое мы и хотели указать: «И не токмо-де милость людем творится, но и псов кормят же, чтобы были сыты и голодом не издыхали» (Богословский, 2007: 152). На фоне плохо выздоравливающих посланников, находившихся почти год все в том же темном закоулке Константинополя в изоляции, и незабываемой картины татарской конницы, стоявшей «по берегу и по горам» по прибытии корабля Посольства в Керчь, такая просьба убийственна. Выяснилось, что только лишь обещанием дачи «учинится татарам повеселение»: «Моря и великие реки не разлили, а орды бусурманские расплодились многие». Из них крымский хан ближний сосед Царскому Величеству. Казуистика какая-то. И это говорит философ, писатель и человек одной веры с посланниками! Маврокордато как будто забыл, кто побежденный в Турецкой войне, говоря, что не следует доводить до конца терпение Порты».

«Грек Маврокордато, который вел переговоры от имени султана, стал убеждать русского посла Украинцова, не отказывать крымскому хану в посылке ему время от времени «некоторой дачи», Но в наказе Петра предписывалось в таком случае напомнить, что мир между государствами нарушался из-за набегов крымских татар, что на заявления русских государей никакого удовлетворения не следовало и что русские гонцы и посланники были задерживаемы много раз в Крыму и «биты, мучены и обесчещены». Дача ханам отменена «за многие их неправды». В центре разговора оказались «татарская несправедливость» и многолетнее «неунимание татар» турецкими султанами. Вот тут и прозвучали слова посланника о переменах в Турецком государстве не в лучшую в тот момент сторону и о событии из далекого прошлого, «когда русские народы морем к Константинополю хаживали и годовую казну с греческих царей брали, а потом это изменилось…». Теперь пришло другое время, и татарам необходимо было от дачи «уняться и жить с христианскими государи в покое, чтоб за свою дерзость не навели они на себя и на жилища свои какова воинского нахождения и разорения».

Маврокордато, однако, ради положительного результата, готов был с русскими «хотя до ночи и всю ночь сидеть». Как ни убеждал его Украинцев, что «ныне и никогда крымскому хану и татарам никакой дачи из царской казны не будет», грек продолжал уговаривать их, указывая на какую-то одному ему известную «непристойность», состоящую в том, что невозможно же Цар. Вел-ву «для соседства с ханом и Крымским государством отказаться жаловать хана и татар своим жалованьем, как бывало исстари». По ходу встречи Маврокордато договорился до того, что отказ В. Государя хана и татар приведет в «совершенное отчаяние», и вдруг прибег к сравнению, на которое мы и хотели указать: «И не токмо-де милость людем творится, но и псов кормят же, чтобы были сыты и голодом не издыхали» (Богословский, 2007: 152). На фоне плохо выздоравливающих посланников, находившихся почти год все в том же темном закоулке Константинополя в изоляции, и незабываемой картины татарской конницы, стоявшей «по берегу и по горам» по прибытии корабля Посольства в Керчь, такая просьба убийственна. Выяснилось, что только лишь обещанием дачи «учинится татарам повеселение»: «Моря и великие реки не разлили, а орды бусурманские расплодились многие». Из них крымский хан ближний сосед Царскому Величеству. Казуистика какая-то. И это говорит философ, писатель и человек одной веры с посланниками! Маврокордато как будто забыл, кто побежденный в Турецкой войне, говоря, что не следует доводить до конца терпение Порты».

 

Украинцам ни к чему ликовать: в 1672 году польский король признал гетмана Петра Дорошенко подданным турецкого султана.

  
Social comments Cackle

Новости партнеров