Однажды в Чите я встретился с давним приятелем, у которого, как и большинства читинских литераторов и журналистов, была заметна неутолённая тоска по отсутствию внимания властей к его персоне. У некоторых эта тоска прямо выпирает наружу, а этого такой показатель был так себе, не очень заметный, что иногда напрашивается на уважение.
Приятель в очередной раз спешил на какой-то совет нечестивых, своё присутствие в котором считал обязательным: ведь там будут члены администрации области, хотя они и бывают-то на любых собраниях от силы минут 5 или 15, а потом испаряются неизвестно куда.
К чему эта преамбула? К выращиванию картофеля в полупустынном Забайкалье, где я родился и живу. Только когда я родился, это была цветущая степь со множеством озер, речек, ручейков, ключей, гомонящей на глади вод птицей, пасущимися в высокой траве тысячными отарами овец. А теперь — полупустыня. В общем, редкая птица… И ту убьёт жара…
И там, во многих огородах, много лет, не выращивают картофель.
Такие вот метаморфозы…
Приятель мой на бегу поздоровался со мной, уверенный, что я тоже спешу на собрание. Все мои забайкальские приятели забывают, что я никогда не хожу на такие мероприятия, если только не принуждают к этому должностные обязанности. И этот призывно махнул рукой и заторопился. Но я остановил его и спросил: есть ли в городе хороший хозяйственный магазин, где можно купить ручной культиватор?
— А тебе-то зачем? У вас же там уже пустыня, Гоби наступает!
— Да вот я в прошлом году посадил 4 мешка картофеля, а собрал 102, нынче хочу собрать больше. Культиватора нет, а самодельный — тяжелый. Рыхлить надо землю, в цементе же картошка не будет крупной, а у нас уже в бетон превращается.
— Ну и горазд же ты врать. Пошли, уже опаздываем… Картошку он растит. Голландец что ли? Тоже мне писатель… Кто бы поверил! Рыхлить, цемент… Да никто в мире не собирает с 4 мешков — 100. Даже китайцы. Пошли быстрей, болтун… Да и до картошки ли сейчас России…
Но, к его большому недоумению, я отговорился и отправился искать культиватор. Нашел. Купил. И собрал в том, 1994-ом, году — 127 мешков картофеля с 4 мешков посаженных. Вся деревня крутила у висков пальцами. Картофель назывался "Латона", семена отправил моей сестре брат из деревни Никитское, что в Раменском районе Московской области. Он и сейчас там живёт. Говорят, садится на шпагат в 70 с лишним лет. Он такой, верю…
Вспомнил я о случае с культиватором в июне этого, 2017, года.
Лет шесть тому назад, вернувшись из города в свою "полупустыню", я купил возле водокачки полуразваленный дом-полукочегарку, немного перестроил, сложил печь, поставил новый забор, баню, вывез прицепов 20 мусора. И забыл о доме и хозяйстве, предоставив заботы домашним. Надо было зарабатывать. Потом стал ездить в город, зачем-то — в Агинское, связался с доморощенными политиками, дальше — заболел, провалялся по больницам, теперь приписан до конца жизни к лекарствам.
Но в июне этого года заметил, что многие в селе перестали сажать картошку. В моём детстве крапивы вообще не было видно, а нынче крапива и бурьян повсюду. Глазам больно. И сердце у меня больное. Надо лечить. Лекарства только усугубляют.
Заметил также в том же июне, что мои домашние навтыкали в своем огороде картофелины в сухую землю как попало. Иначе, наверное, и невозможно было. Земля сухая, вода скручивается. Откуда, где, что начинается и есть (есть ли?) — не понять.
"Пора оживать!" решил я, и отправился к сестре, где почти двадцать лет назад, перед очередным отправлением в город, я собирал крестьянский инструмент — косы, вилы, грабли, самодельные приспособления для ухода за картофелем и уважаемый мной культиватор. Первым делом я убрался во дворе и огороде своего дома, напрочь скосил лебеду и весь сорняк, протащил вдоль и поперёк сухого поля, якобы засаженного картофелем, тот самый культиватор. Организовал мощный полив. Спасибо домашним: есть что спасать. Но "Латона" ли там? Дальше начался процесс. Не забайкальский, а голландско-китайский, коим я и занимался двадцать с лишним лет тому назад. Что голландский, понятно. Картофель оттуда. А почему китайский? Живя на Аргуни в 1985–86 годах, я наблюдал в бинокль за китайскими огородами, где люди, кстати русские обличьем, бывали только по утрам и вечерам. Занимались они очень интересным и увлекательным процессом: рыхлили мотыгами землю (сухой полив), чем вообще не занимались на нашей стороне. А я мечтал заняться.
Сегодня в нашем селе на многих огородах бурьян и лебеда с крапивой в рост человека. Так в большинстве сел Забайкальского края. Не знаю, чем заняты люди, живущие в этих джунглях. Мне некогда об этом думать, ибо:
— Лечусь — занимаюсь голландско-китайской работой, 15 минут в час. Рыхлю, поливаю. Строго по графику, чтобы не повредить сердцу.
— Работаю за компьютером (с компьютером — вместе), в интернете (вместе с миром), веду ЖЖ, членствую в жюри каких-то литературных конкурсов, участвую в работе нескольких газет и сайтов, создаю кинохронику (пока 267 фрагментов). Иногда прорываются стихи, фиксирую не все.
— Если у моего окружения ничего интеллектуального и литературного не будет заметно и дальше, то буду учить нормальному, голландско-китайскому крестьянскому труду. Вообще-то, учить надо в любом случае.
По всем правилам и нормативам человеческого общежития.
*
Мысли сам. Всегда, везде, обо всём. В сухую погоду — занимайся деревом или металлом, во влажную — землей и растениями. Нет влажной погоды — делай, как делают в Израиле (изучи). В 1996 году я вырыл из-за безводья колодец, 4 метра шёл в скальном грунте. Помни, всё, что произрастает на твоей земле — самая конкурентоспособная продукция в мире: на стыке вечной мерзлоты и тепла — природа отдаёт лучшее, что у неё есть. Раб никогда не сможет защитить свою землю и свою продукцию. Вот почему Россия стала сырьевой территорией. Не будь рабом. Ещё раз — твоя продукция лучшая в мире. Лучше твоей продукции нет нигде!
Смотри вперёд, реже оглядывайся назад, но помни о прошлом, особенно об ошибках. В прошлом ничего не изменится, и ни одна ошибка никогда не будет исправлена. Твоё настоящее — это прошлое твоих предков.
Старайся понять, но не воспринять. И никогда не употребляй алкоголь, не кури табак, не матерись, опасайся СМИ. Люби, цени и уважай человеческий труд, умственный и физический, и человека труда. Другого человека нет, и не бывает. Верь человеку, но надейся только на себя.
Живи всегда в России, но не в городах. Общайся со всем миром. Слушай мир, а не только бурят, они от тебя никуда не денутся. Учись, учись и учись. Вечно учись и работай! Сделай эти процессы радостными и осмысленными.
Знай: в России до сих пор всё решают только первые лица, остальные — рабы с рабской же психологией. Пока… Не будь ни первым, ни рабом. Будь Человеком.
Обязательно: изучай технологии. Будь с ними "на ты" и естественно командуй ими. Технологии — всегда продолжение человеческой мысли и труда. Будь не в тренде или в бренде, а — в процессе жизнедеятельности человечества; всегда имей возможность сравнивать. Увеличивай объём своего мировоззрения постоянно и непрерывно.
Никогда не думай о себе, думай о деле, то есть — призвании.
Не ходи далеко, чтобы себя показать (удел недалёких), но расти дома так, чтобы тебя было видно из самого далека (судьба человека). Чаще выезжай смотреть мир и общаться вживую.
Помни, самые деятельные и умные люди — варяги, в твоём краю все создано только ими. Общайся и учись у них, местные ничему не научат, ибо ничего и не умеют: не способны к учению. Варягов ненавидят, даже у китайцев ничему не научились. Не верь местным, но показывай пример.
Помни, что в политике ошибки игроков закономерны, ибо они заложены в самих правилах, которые внушают игрокам, а потому либо не играй в такие игры, либо знай эти правила настолько для того, чтобы переиграть их. На самом деле политики — самые ничтожные существа.
Не покупай и не ешь иностранную, особенно китайскую, дрянь. Никакой кока-колы и подобных этой отраве напитков, только — чистую воду, аршан. Помни: в магазинах — отрава. Рыбу и овощи, мёд и фрукты предпочитай мясу и молочным продуктам: мозгам полезны.
Не увлекайся бурятской, азиатскими и кавказскими кухнями, а то шпагат, который делает дядя Баир в свои 70 с лишним, после 40 лет тебе никогда не сделать: моя пузатая ошибка перед тобой.
Не презирай, но персонажи, описанные мной в первых предложениях, ни в чём несовместимы с нормальными качествами человеческого общежития, а потому лучше тебе не знать о них для того, чтобы не омрачать их и себя. В моё время среда состояла только из таких людей. Они — мои, не твои, современники, пусть живут в прошлом. И этим всё сказано.
Будь внимателен, но ничего и никого никогда не бойся, кроме прокаженных изнутри (духовно и умственно), чтоб не заразиться и не стать таким же. Боятся прокаженных, уважают умных.
Внимай Пушкину: "Хвалу и клевету приемли равнодушно, и не оспоривай глупца…"
*
Вот о чём я думал сегодня (за очередные 15 минут трудотерапии) во время физической работы, которую обязательно надо совмещать с умственной. (Пришёл с огорода и записал). Никто, кроме меня, этого не скажет. Не веришь? Смотри на мои результаты (в том числе и в интернете), и вот тебе мой культиватор (на фото). Пример есть, следуй. Пока я — ведущий, ты — ведомый. Продолжаем…
Твой Виктор Балдоржиев.
Вот стихотворение, написанное 23 года тому назад:
МИРАЖ 1994 ГОДА
Мираж — не летучий голландец,
Голландский простой пароход,
В морском маслянистом тумане,
К российским причалам идет.
А в трюмах — картошка, рассада,
Различных культур семена.
Вот это земле моей надо,
Вот этого ждала, она.
Вот сходят на берег советский,
(На землю теперь россиян),
По трапу матросы в зюйдвестках
И трубкой дымит капитан.
Но это мираж и… идея…
А мы продаем на корню
Своим и чужим лиходеям
Отчизну, как душу свою!
Теперь эти быстрые туши
Себе заберут все сполна,
И выедят мысли и души,
И выскребут землю до дна!
Нам бартером вышла награда —
Дерьмо по высокой цене!
Да разве дерьмо это надо
Обглоданной нашей стране!
Пока здесь мельчает картошка,
Все длится и длится весна.
Голландия, вышли немножко
Высоких культур семена…
Живу ожиданием вести,
Что в море растаял туман:
Вдоль борта — матросы в зюйдвестках
И трубкой дымит капитан!