Магомаев был артистом исключительного дарования и человеком редкостного стиля, вкуса и такта
Магомаев был артистом исключительного дарования и человеком редкостного стиля, вкуса и такта. Вознесенный на самую вершину музыкального Олимпа, он никогда не задирал нос. Каждый раз достигая в своем жанре запредельного уровня, он либо полностью переформатировался, либо вообще оставлял музыку. Именно поэтому его до сих пор помнят и любят. Неудивительно, что за каждой его яркой песней стоит какая-то запоминающаяся история (а то и не одна). Предлагаем пять из них.
1. «Лучший город Земли». В 60-е годы этот танцевальный номер на стихи Леонида Дербенева и на музыку Арно Бабанджаняна был своего рода неофициальным гимном Москвы. Несмотря на это, а также на то, что Москва действительно легко может конкурировать с любой из мировых столиц, песню в 1964-м пытались запретить. «Твист о Москве? Да никогда!» - буйствовал Никита Хрущев. Вскоре генсека сместили соратники по партии, и Дербенев ходатайствовал на радио: «Ну вот, Магомаев, сделал всё, что мог. Хрущёва сняли. Будете теперь давать нашу песню в эфир?». Твист отстояли.
В конце 90-х стиляги из группы «Браво» решили записать «Лучший город Земли» для своего триумфального альбома «Дорога в облака» и решили привлечь к процессу его первого исполнителя. Магомаев, похоже, не воспринимал парней с гитарами всерьез, но все же приехал на студию и поучаствовал в процессе. Видимо, скепсис не пошел на пользу результату, ибо позже звукорежиссер группы с удивлением заметил, что мэтр спел не вполне ровно и задним числом выправил все огрехи на аппаратуре.
2. «Жизнь моя - отчизна». Леонид Ильич Брежнев очень ценил Муслима Магомаева. Особенно он выделял в его интерпретации песню итальянских партизан «Белла, Чао» -и даже не раз плакал под нее на концертах. Недаром эта вещь была одно время обызательным номером на всех правительственных выступлениях.
Во время визита генсека в Баку глава Азербайджана Гейдар Алиев решил сделать ему подарок и поручил Магомаеву специально к этому поводу создать песню. Растерянный певец заметил, что никогда не пел на заказ и не перед кем не лебезил. Тогда было решено сочинить абстрактную песню о Родине и посвятить ее Брежневу. Результатом стала «Жизнь моя – отчизна» на стихи Роберта Рождественскому. Но песня не прозвучала должным образом, так как перед ней Магомаев исполнил «Малую землю», которая всецело переиянула не себя внимание Брежнева. Тогда ему вручили клавир «Жизни…» в роскошной папке, но Леонид Ильич, по рассеянности, подмахнул листок, будто давая кому-то автограф. Сувенир достался Магомаеву, а Брежневу вручили дубликат.
3. «Бухенвальдский набат». Песня Вано Мурадели и Александра (Исаака) Соболева приобрела мировую известность. «„Бухенвальдский набат“ — песня-эпоха. И скажу без преувеличения — мир замер, услышав эту песню», - писал Игорь Шаферан. В СССР её впервые смогли услышать после выхода документального фильма «Весенний ветер над Веной». В 1963 году песня прозвучала в передаче «Голубой огонёк» в исполнении Муслима Магомаева. В 2002 году вдова А. Соболева четыре раза писала обращение к Президенту России В. Путину о просьбе установить в парке Победы на Поклонной горе плиты с текстом «Бухенвальдского набата». Первые три письма Путин проигнорировал. Четвёртое он переслал в Московскую городскую думу. Мосгордума единогласно приняла постановление: отклонить.
4. «
Улыбнись». Одна из самых зажигательных песен эстрадного периода, длившегося у Магомаева относительно недолго. Позже певец стал подался в академическую музыку, а «Улыбнись» внезапно стало горячо тлюбимой у рокеров 80-90х. Произошло это после включения ее в саундтрек к фильму Рашида Нугманова «Игла», где под нее азартно танцевали престарелые казахские стиляги в депрессивном осеннем парке.
5. «
Мелодия». Песня родилась в разгар страстного романа между Муслимом Магомаевым и Тамарой Синявской. Ее принесли певцу авторы – Александра Пахмутова и Николай Добронравов. Обычно Магомаев долго правил предлагаемые ему композиции, но это был редкий случай, когда ему всё понравилось сразу. «Мелодия» была оперативно записана – и уже через несколько часов Магомаев прокручивал ее Синявской во время очередного долгого телефонного разговора.
Уже в наши дни священник Александр Дьяченко написал отличный рассказ «Мелодия». Повествование идет от лица рабочего, который ремонтировал квартиру Магомаева и однажды познакомился с ним. Певец, лишенный всякого звездного лоска, напоил строителей водкой, а потом велел своему водителю развезти всех по домам и лично проконтролировал процесс. Одному из ремонтников нужно было в дальнее Подмосковье, но маэстро стоически выдержал это путешествие, беззаботно напевая свою «Мелодию».