Если отбросить в сторону некие псевдокультурные перфомансы, где новыми веяниями называют прибивание частей тела к брусчатке Красной площади, то все равно есть силы, которые всячески пытаются ослабить независимую государственную политику в области культуры. Зачем они это делают? Ответ прост — многим гораздо удобнее жить в хаосе и неразберихе, которые сложились в этой сфере за весь постсоветский период. Однако для одних это — хаос, а для других — мутная водичка, в которой удобно рыбку ловить, то есть, обогащаться. Так было до недавнего времени, когда вся отечественная культура, а точнее финансовые потоки, обслуживающие её, были сконцентрированы в руках одной обособленной группы людей. С приходом на пост министра культуры РФ Владимира Мединского ситуация начала меняться. Порядок в отрасли стал наводиться жесткой рукой, что понравилось далеко не всем. Условия «игры» изменились. И те, кто раньше жил на гранты и субсидии, не сумев подтвердить свой культурный статус, лишись этих привилегий.
Но что это за люди? Ответ прост — это все те, кто по разным причинам высказывает теперь недовольство нынешней политикой ведомства. Имена очень звучные. Взять хотя бы нашумевшие истории прошлого года.
Серебренников,
Райкин,
Кобзон. Во всех случаях недовольство было скорее надуманным и проявленным с той целью, чтобы усмирить непокорного министра, а еще лучше довести ситуацию до отставки. Но все они проиграли.
Кирилл Серебренников оказался под домашним арестом с обвинением в хищении крупной суммы госсредств, а не из-за своего «неординарного» творчества. Тут даже богатые связи и широкая поддержка из-за рубежа не помогла.
Еще более явный пример можно было наблюдать в истории с Константином Райкиным. Ему не понравилось, что действующий министр урезонил его аппетиты на творчество. Вернее, не на творчество, а на его бизнес-инициативы. Хотя подано это было, как борьба с мифической цензурой. И вновь еще один «мэтр» оказался нечист на руку — в его управлении театром обнаружены серьёзные нарушения, рассказывать о которых — дело правоохранительных органов.
Последнее обвинение в адрес руководства Минкультуры РФ последовало совсем недавно. На этот раз красноречием отличился сам Иосиф Кобзон, которого в ведомстве всегда чтили и уважали. Но Мединский не стал прятать взгляд, а прямо по пунктам ответил на все несправедливые обвинения. Ответил так, что пришла уже очередь Кобзона оправдываться. Однако, артист промолчал, хотя ситуация обязывала его ответить. Крыть было не чем. Весь мир узнал, какой стиль в работе использует «лоббист от культуры». Эстрадный артист хлопотал только насчет узкой группы своих избирателей. Правда, не забывал и о своей выгоде, выпрашивая у федеральных властей здания под свои нужды, настойчиво рекомендуя своих подрядчиков на реставрационные работы и, Бог знает, что еще, о чем министр Мединский благородно промолчал.
И все это свежие примеры того, что стало меняться в последние пять лет. Десятки и сотни представителей культурной «элиты» вдруг получили четкий сигнал, о том, что культура — это не бездонный кошелек, что надо отделять «зерна от плевел», то есть очень аккуратно совмещать коммерческие интересы и творчество. А лучше их разделять. Многие, так или иначе, высказались против этого. Увы, никто не был искренен. За каждым стояли собственные интересы, а не всеобщее благо. Но, как говорится, лёд тронулся. Нужно признать, что это — часть той работы в культурной сфере, которая нам очень нужна. И не может не радовать, что у руля министерства культуры РФ стоит не представитель «тусовки», или определённого клана, а человек, который несмотря на трудности выступил против хаоса, творившегося в нашей культуре долгие годы. Убежден, что только такие руководители, не побоявшиеся взять на себя ответственность, нужны нашей стране.