Какими стали в «нулевые» хулиганы 80-х
[/i]
Свернуть описание
Показать описание
[/i]
[/i]Фотогалерея
[/i]
[/i]Все
Сейчас Михаил занимается сохранением наследия той эпохи, по крупицам собирая документы, фотографии и свидетельства всех причастных к этому явлению людей.
Осознав, что история урбанистической культуры Перестройки написана рок-журналистами и арт-критиками 90-х и «нулевых», Миша решил дать слово реальным действующим лицам. После того, как выставки «Хулиганы 80-х» с успехом прошли в России и Европе, к нему стали обращаться все новые люди, предоставляя новые материалы.
В беседе с корреспондентом «Ридуса» Бастер рассказал о перспективах проекта, значении советской контркультуры, людях, ее определявших, и о том, что происходит в современных субкультурных течениях. Разговор вышел долгим, и потому, чтоб читателю не было скучно, мы оставили только прямую речь автора проекта — ему слово.
О сути проекта «Хулиганы 80-х»
По гамбургскому счету, я этим занимаюсь всю жизнь. Конкретно этот проект зародился в 2006 году, и сколько еще он продлится, сказать трудно. С 2009 по прошлый год мы провели двенадцать выставок, пять из которых прошли за рубежом. Параллельно я их доделывал и переделывал.
Также издаем книги и альбомы. Материала еще много — на три книжки, как минимум, в том числе, и по альтернативной моде. У меня скопилось более 65 очень больших интервью, , отобраны и атрибутированы уже более тысячи фотографий, и я знаю, где лежит еще примерно столько же. Такие объемы меня пугают. Поэтому, когда меня спрашивают, не намерен ли я заняться 90-ми, я отвечаю: «Нет». Это адская задача.
О целях проекта
Удивительная штука, изначально просто хотелось сделать фотовыставку, подобрать коллекцию картин, собрать ветеранов. Это удалось в 2009 году. После этого меня завалили семейными альбомами.
Был у нас такой представитель рок-тусовки Дима Саббат. По традиции 80-х, у всех были «дембельские альбомы», где все было аккуратно собрано и подписано. Мне достались эти альбомы после смерти Димы через двух уже умерших людей. Есть в этом некая потусторонняя мистика,
Получив эти альбомы, я едва не отправился на тот свет: меня два раза за позапрошлый год фактически вытащили из могилы. Здоровье не выдерживает — нервы, нагрузка большая.
В общем, тогда у меня образовалось 500–600 фотографий, и появился концепт сделать более приличную выставку.
А теперь материала — на музей. Но многое уже пропадает, буквально на глазах. В 90-е люди выкинули свою культуру быта на помойку и купили себе одноразовые китайские вещи. Это большая трагедия, о которой знают антиквары и прочие люди, кто этим сильно увлечен.
О трудностях процесса
Мы выпустили книгу своими силами, потому что идея издания такого фотоформата с авторскими лонг-ридами у издателей понимания не нашла. Мне очень понравилась одна рецензия: «Сделано блестяще — никому не понравилось». Сейчас никто не знает, где купить этот трехкилограммовый «кирпич». Но, думаю, мы еще выпустим несколько книг.
Надо понимать, что тусовка, о которой идет речь, была достаточно радикальной и маргинальной. Эти люди очень многим насолили, кому-то даже карьеру испортили… Не сказать, что они негодяи, скорее, просто раздолбаи, которые делали, что хотели, горели, как хотели, многие, собственно, и сгорели. Больше всего они ненавидели работать — слово «работа» было табу. Поэтому очень мало людей вписалось в формальный мир, нашли свое дело.
В первой книге мы не затронули людей, которые были связующим звеном между уличными панками и альтернативной культурой, существовавшей в богемном мирке. Когда в 2006 году начинался наш проект, мы пытались помочь одному пожилому мужчине, как раз из таких «звеньев». Он не сумел найти себя в современном мире, не нашел почвы под ногами и в итоге два года назад повесился. Таким людям будет посвящена отдельная часть новой книги. Сейчас же заканчивая веху по «стритовой» культуре, нам пришлось помогать уже пожилой женщине, и не в Москве, а в Берлине. В общем, у нас все сложно, непросто и местами очень грустно.
О хиппи и футбольных фанатах 80-х
Хиппи и футбольные фанаты понимают, почему мы их не затронули. Почему этого не понимают все остальные, мне странно. Это отдельная культура, это casual, то есть обычные люди по отношению к контркультуре. С точки зрения субкультуры, среди них были модные ребята, но их были единицы, и они не участвовали хулиганских выездах.
Да, в «околофутболе» тех времен были такие люди, какФлойд и Сироп. Но это единичные вкрапления на сотни человек. Это было и в 70-е. И волосатые, и мы ездили на футбол. Просто субкультурная меломанская активность того периода была интереснее, прогрессивнее, перетягивала на себя, и на футбол оставалось мало времени. А когда в конце 80-х произошел «взрыв» популярности футбола, наступило время «фирм».
В 80-е же «околофутбол» и «движ» городских низов со своими героями шел параллельно, рядом, но почти не пересекаясь. И впихивать ее в идеологизированную контркультуру 80-х неконструктивно.
О помощи со стороны успешных неформалов
Когда-то у кого-то дела шли хорошо. Но это было давно. Были накопления в 90-х — начале «нулевых». Были состоятельные люди. Они один раз собрались и попытались помочь: что-то получилось, что-то нет. Потом еще раз. Но их нельзя постоянно дергать.
О Хирурге
Про Сашу Хирурга скажу только, что пресса его не хочет понимать, как человека из неформального ставшего формальным, и вдобавок, попавшего в госсистему. Его обвиняют в том, что он танцует лезгинку. Да, он ее всегда любил и нередко танцевал и в те уже далекие годы!
«Саша, слившийся с властью, плохой», — а до этого был хороший? Все почему-то сразу забыли, что в 90-х байкеры помогали многим, тем же детским домам. Никого это не смущало. А то, что сейчас с ним происходит я многого недопонимаю да и не хочу понимать — от политики я был всегда далек, не мое субкультурное дело. Так что это его жизнь, его клуб, его путь — ему и отвечать. А мы всегда понимали, что пресса — это канализация политической информации, и всегда ее сторонились. Поэтому, кстати, и остались в аутсайдерах.
Чего и кого не хватает проекту
Стажеров, рук, ресурсов. Но скажу честно, пускай никто не обижается, но у меня проблемы со здоровьем от многих мимолетных помощников. Энтузиазма ни у кого не хватает, потому что требуются колоссальные усилия. Такой труд должен быть оплачиваемым, а возможности у нас невелики.
Я вообще считаю, что этой темой должны заниматься не альтруисты-одиночки, а государство или какие-то фонды. Это же огромной, фундаментальный пласт истории! И не только про условных «неформалов», не только вопросы культуры и политики. Это еще и история города, его жителей, история того, как он менялся. Вообще проект неплохо так двинул подобный формат мемуаристики и культуры быта. По нашему примеру с 2010-ого года работает аналогичный вузовский проект «устной истории», он подпитывается грантами и с тех пор вроде как сделал около 100 текстов. Чуть больше чем я в одиночку за этот же срок (смеется). Ну то есть качество и скорости обработки информации несопоставимы, к тому же собираем уже не только фото и готовим тексты. Теперь в новом формате мультимедиа есть и аудио и видео — почти живая история, которую разве что понюхать нельзя.
Интернет не убил неформалов
Я считаю, что не в нем дело. Все размылось еще в 1993 году, когда исчез валютный коридор и начался процесс утраты самостоятельности. В чем смысл субкультуры? Она использует прорехи в госсистеме, прогрессивно нащупывает, где и чего не хватает, в чем дефицит и восполняет его. Что восполняет нынешняя «субкультура»? Ничего. Она является придатком системы. Так что это уже не субкультура, а корпоративная культура. Как и студенчество, которое всегда было стратой системы, как и спорт, который тоже является стратой системы, но и там есть небольшое место маргиналиям. Это нормально, во всем мире так происходит. У всего этого есть свой маргинальный андерграунд, который не идет на контакт с системой. О нем мы просто ничего не знаем, но он всегда активен и часто прогрессивен.
Но корпоративная культура заполняет и выдавливает все. Мы видим неформально одетых людей, которые слушают неформальную музыку, но это все те же обычные люди и «супермаркет стилей». Все культовые фетиши стали доступны, субкультурные стили в Америке и Британии начали продаваться с самого начала 90-х, и повторно в 00-х.
Тема маркетинга и бизнеса еще более усугубила ситуацию. Все стали просчитанными, альтруизма мало. Люди растут с мыслью: «А что я с этого буду иметь?». Ну вот это важнее-это убивает коммуникацию. Равнодушие, балабольство, боязнь брать ответственность на себя, боязнь сделать нерасчетливый шаг вперед. Боязнь выглядеть неумно или легкомысленно. Недоверие и цинизм.
Никто не хочет быть, но все делают значимый вид: хипстеры что-то кричали на своих фестивалях, продавая сосиски 00-х. И где они теперь? Все очень рафинировано. Но и это имеет право на существование, это тоже хоть какая-то общественная деятельность, и, если ее не будет, все заполнит гопота. Об этом всем можно поговорить еще. Ведь не все так плохо как могло было быть, и как было в тех же изрядно романтизированных нынче 80-х.
Подробнее ознакомиться и поддержать проекты Миши Бастера и его команды можно на сайте приложения «Хулиганы-80».
Новый коаудфанд проект субкультурного архива по ссылке
Вернуться назад