На машине с детьми в бывшую столицу России.
На Рождество, когда собирается вся семья, мы всегда планируем, куда отправимся летом. Как правило, мы спрашиваем детей (14 и 18 лет), куда бы они хотели. Чтобы облегчить им выбор, я разложил карту Европы. «Тут мы были и тут тоже». А вдруг прозвучал вопрос: «А почему бы нам не поехать сюда?» И дети показали на восток. Так мы начали готовиться к поездке в Санкт-Петербург.
Бывшая столица России находится относительно недалеко: на самолете дорога занимает два часа. Но если вы хотите путешествовать по земле и узнать чуть больше, то лучше выбрать поезд или автомобиль.
Максимум документов
Чтобы поехать в Российскую Федерацию, нам нужна виза. В оформлении визы на месяц нам помогло агентство за 2300 крон с человека. Жилье мы, как всегда, нашли в интернете: в России система тоже работает. Заранее выплачивается небольшой залог, а остальное — наличными.
Начались каникулы, и мы выехали вечером. Дочь недавно получила права и с большой охотой села за руль. Вести машину она пустила меня только в Варшаве, когда мы проехали 450 километров, в одиннадцать вечера. Потом началась привычная дорога через польские Сувалки в Литву. К утру мы приехали в Каунас, бывшую столицу Литвы.
Немного отдохнув, мы поехали дальше. В Латвии проехали Даугавпилс и Резекне в направлении российской границы. Мы нигде особо не задерживались. Направление было ясным.
Почти в полдень дорога начала сужаться, и мы на всякий случай еще заправились и въехали в приграничную зону. Несколько километров без машин и жилищ. Мы покидали шенгенскую зону, ожидая, что же будет, а ничего не менялось.
Все, как у нас. Нас встретила улыбающаяся российская женщина-полицейский в форменной юбке. Проверка паспортов и виз. Хорошо, что я из школы кое-что помню по-русски. Потом проверка автомобиля. Мы вышли, и маленькая собачка везде обнюхала наш автомобиль. Наверное, искала наркотики. Так проверяли всех, и финн перед нами не совсем понимал, зачем ему выходить из машины.
В России не таможенник и полицейский идут к вам, а вы идете к ним. И чем больше документов, тем лучше. Кроме паспорта и виз им нужен техпаспорт, зеленая карта, а также водительские права, лучше международные.
С таможенным контролем все оказалось несколько сложнее. Незначительные для нас вещи для россиян очень важны. Например, машина. Нужно переписать полностью малый техпаспорт в соответствующие колонки, оценить примерную стоимость машины, написать пробег и количество топлива в баке. А потом еще заполнить миграционную карту: небольшой листочек вроде чека из магазина с местом и датой пребывания. Главное — его не потерять, так как его нужно вернуть при выезде из страны.
Без поворотов и светофоров
После того как мы покинули таможню, нас удивил еще один шлагбаум. Будка со сборщиком: что-то вроде дорожной виньетки или дорожного сбора. За 80 рублей (почти 30 крон). Заплатили и поехали дальше. Больше за дорогу мы уже не платили ничего. Асфальт превратился в брусчатку, и мы лишь надеялись, что это ненадолго.
Везде вокруг нас была только природа. Сначала обращаешь внимание, а потом уже нет. Все березы и березы, а кое-где — озера. За обочиной — еще одна полоса без асфальта, так что места достаточно. Без круиз-контроля моя правая нога, наверное, отвалилась бы.
После 120 километров мы приехали в Псков, наш первый крупный город в Российской Федерации. Нас приветствуют голубые церкви с позолоченной крышей. Немного больше машин, в том числе больших. Наш кроссовер оказался среди середнячков. Кое-где попадаются еще жигули и москвичи, но 95% машин такие же, как у нас. В Пскове мы остановились на запланированный отдых в местном отеле.
На следующий день нас ожидают «всего» триста километров в пятимиллонный Санкт-Петербург. Дороги хорошие, и если ехать по главным, то проблем нет. Часто попадались 30-километровые отрезки без единого поворота в деревни. А если есть поворот, то это накатанная дорога, покрытая песком, или несколько десятком метров, залитых асфальтом.
Дома каменные и деревянные со спутниковыми антеннами на крышах и с обязательным огородом для выращивания чего-нибудь полезного и для содержания скота.
От въезда в столицу русского севера навигация довела нас до трехкомнатной квартиры, которая была в нашем распоряжении на пять дней за 300 крон с человека в день. Затем мы вооружились путеводителями и отправились осматривать достопримечательности.
Бензин за 14, а метро, наверное, дороже
Оказавшись в большом городе, мы решили поехать в центр на метро, потому что припарковаться там не удастся. Такой была наша первая мысль. Но в итоге мы все-таки попробовали поехать на машине. На 15 километров у нас ушло полчаса, и мы бесплатно припарковались в трехстах метрах от Эрмитажа.
Заправившись перед границей, мы совершили ошибку. Заправки с топливом в России, как у нас. Низкооктановое топливо для сельхозтехники стоит десять крон, но есть и бензин с октаном сто «Натурал» без примеси рапса. Система в России немного отличается. Сначала платишь, а потом заправляешь. Один сотрудник сидит за кассой, а второй заправляет. На вопрос: «Сколько?» — я ответил ему: «Полный бак». В кассе я заплатил картой, пока заправщик делал свою работу. Он воспринял мои слова буквально. Пистолет щелкнул, но он продолжал понемногу добавлять, пока в бак не вошло еще десять литров. Только тогда я понял, сколько же в него по-настоящему входит. Литр бензина стоит всего 14 крон (год назад он подорожал), так что даже проезд в метро кажется дорогим. С тех пор никакого метро — только на машине.
С дорожной полицией мы столкнулись всего один раз. Они поняли, что со мной особо не поболтаешь, полистали документы, и мы поехали дальше.
Мы меняли деньги (евро и доллары). Когда-то рубль стоил десять крон. Теперь же за одну крону дают три рубля. Так что вообще Россия для нас — очень дешевая страна. На прогулки по городу лучше отправляться в выходные: тогда парковка в центре бесплатная. В столовых с самообслуживанием, где на поднос кладешь все, что попадается на глаза: гарниры, мясо, овощи, пирожные и напитки — можно хорошо наесться. Мы каждый раз укладывались в сто крон за обед на одного человека.
Пяти дней не хватило
Достопримечательностей в Санкт-Петербурге очень много: Петропавловская крепость, Исаакиевский и Казанский собор, православные церкви, музеи и галереи, первый атомный ледокол «Красин» и знаменитая «Аврора». Ее мы не нашли: во время нашего визита она была на реконструкции в доках. А если вы захотите сходить в Эрмитаж, то помните: в первый четверг месяца вход бесплатный. Мы пришли в четверг и сэкономили, зато потратили много времени, потому что такая же идея пришла в голову толпам японцев и китайцев.
Остров Кронштадт с множеством пушек, защищавших во время Второй мировой войны подступы к Ленинграду, был закрытым городом. Сегодня в него можно приехать по городской кольцевой дороге. Большие верфи остаются по-прежнему закрытыми для посещения, поскольку там находится база Балтийского флота.
Невероятные впечатления гости Санкт-Петербурга получают от белых ночей в июне. После полуночи ненадолго наступают сумерки, но в остальное время светло почти круглые сутки. По ночному городу гуляют группы студентов, у которых закончился учебный год. К ним охотно присоединяются и другие жители города, а также гости Санкт-Петербурга. Незабываемо также ночная разводка мостов через Неву, под которыми проплывают конвои больших кораблей.
На Санкт-Петербург мы отвели пять дней. Но их оказалось мало.
Вернуться назад