DataLife Engine > Культура > Операция Sex Pistols: как СССР хотел победить Запад с помощью музыки

Операция Sex Pistols: как СССР хотел победить Запад с помощью музыки

Операция Sex Pistols: как СССР хотел победить Запад с помощью музыки
Как запущенный КГБ СССР проект по подрыву моральных устоев Запада вернулся бумерангом к тем, кто его запустил. © Коллаж/Ridus
В разгар холодной войны СССР бился с Западом не только на поприще гонки вооружений. Запад был противником Москвы, как геополитическим, так и идеологическим. И идеологический фронт был для КПСС ничуть не менее важным, чем производство ракет и танков. Если в ковке оружия СССР вполне удерживал паритет с НАТО, то в идейном плане дела обстояли менее радужно. «Мягкая сила» Запада (хотя тогда такого понятия еще не придумали) предлагала заманчивую картинку «общества всеобщего благоденствия», с которой предлагаемые советской пропагандой «трудовые подвиги» и «борьба за мир» конкурировать никак не могли. Понимая, что моральный дух в «цитадели империализма» извне подорвать не выйдет, советские власти решили разложить «нерушимое единство американского народа» изнутри, использовав, как это водится во все времена, молодежь, недовольную тем, что предлагает ей общество, построенное «отцами».
Операция Sex Pistols
Американская газета World News Daily Report нашла бывшего сотрудника КГБ, назвавшегося Александром Волошиным, который якобы лично участвовал в разработке этой подрывной операции, не сравнимой по масштабам ни с чем, чем когда-либо занималась советская разведка.
Задачей операции Sex Pistols было «создать крупномасштабный хаос в западном обществе» — по сути, устроить то, что десятилетия спустя стало называться «цветными революциями» и использоваться уже против Москвы и ее бывших союзников, рассказывает Волошин. Пробным шаром стало создание в середине 1970-х панк-групп: Sex Pistols в Британии и Ramones в США. Волошин клянется, что сценический облик и тексты для Sex Pistols создавались непосредственно на Лубянке. «Мы видели, что музыка является мощнейшим оружием пропаганды. И нашей задачей было вбить в головы англоязычных подростков, что общество лишает их радостей жизни, а виноваты в этом власть имущие. Наши агенты устраивались на работу на американские музыкальные радиостанции, где под видом диск-жокеев внушали слушателям мысли о кризисе капитализма и необходимости его разрушения. И наша работа имела успех», — поведал бывший чекист.
Операция Sex Pistols: как СССР хотел победить Запад с помощью музыки
Sex Pistols
Операция Sex Pistols: как СССР хотел победить Запад с помощью музыки
© Gerry Lauzon/flickr.com
Бумеранг вернулся
Однако после первоначального успеха оказалось, что авторы этой пропаганды выпустили свое оружие из рук и оно повернулось против своих создателей. К концу 1970-х западная панк-культура стала проникать обратно в СССР, где теперь уже советские власти были вынуждены бороться с ее разрушающим влиянием.
«Протестные антисоветские группы в СССР не обязательно носили панковский антураж. Самая, возможно, популярная подпольная рок-группа 1980-х, „Алиса“, скорее относилась к „новой волне“. Классикой же русскоязычного панка можно считать питерские команды „Ноль“ и „Автоматический удовлетворитель“ — последняя даже своим названием намекает на родство с Sex Pistols», — рассказывает Бояринов. И когда началась горбачевская гласность, вирус нигилизма и разрушения, созданный двадцать лет назад в «лабораториях» КГБ, выплеснулся наружу и стал одним из факторов, которые уничтожили страну, его породившую. Не рой другому яму.



Вернуться назад