DataLife Engine > Культура > Евровидение, тверкинг и Винни-Пух

Евровидение, тверкинг и Винни-Пух

Евровидение, тверкинг и Винни-Пух
Полина Гагарина с её интернациональной авторской бригадой (Габриэль Аларес, Иоаким Бьёрнберг, Катрина Нурберген, Леонид Гуткин, Владимир Матецкий) решили взять Евровидение-2015 непревзойдённой напевностью и ласковым образным месседжем ко всему миру, на разум и благодатность которого мы полагаемся:

We are the world's people

Different yet we're the same

We believe

We believe in a dream...

Мы – люди мира

Разные, но в то же время одинаковые.

Мы верим,

мы верим в мечту...

(«Миллион голосов», – песня-участник Евровидения-2015)

Тут же ввергнув пытливые музыкально-аналитические головы в аллюзию двадцатилетней давности, созданную Майклом Джексоном и Лайенелом Ричи в помощь голодающим Африки – «We Are the World», – перепеть и повторить которую невозможно:

We are the world

We are the children

We are the ones who make a brighter day

So lets start giving...

Ну да бог с ней, аллюзией, дело не в ней – ведь «молиться за спокойствие, за исцеление», чтобы «начать всё сначала» позволительно во все времена. Тем более, нынешние хип-хоповые «дабстепстеп»-юнцы сверхпопулярного в ту пору госпела-гимна уже не помнят.

Да и мелодия у Гагариной, честно говоря, подкачала, отдавая явной скукой; а непосредственно тема произведения – неактивной жизненной позицией и «простоквашинским» унынием.

Ну что это за поэзия, господа: «Если ты вдруг почувствуешь, что любовь исчезает,// Мы вместе, словно звёзды на небе,// Можем петь,// Можем сиять...». Учитывая, что творится сегодня в мире вообще и в Космосе в частности, в России и за рубежом: войны, страдания, эпидемии, наводнения, катастрофы. Сплошной Катарсис, не иначе.

А тут – обыкновенная нудная «тянучка», исполненная симпатичной девушкой, в декольте, с хорошим голосом и неплохим, в общем-то, произношением. Вполне подошедшая какому-нибудь проекту типа «Голоса» с плачущим от впечатлений наставником в красном кресле.

Я не настаиваю на том, что музыка катастрофически должна бряцать апокалиптикой, наряженной в неясные знамения прошлого и будущего. Или срубать зрителя намертво, наповал невообразимой эротикой в виде пресловутого «пчелиного» тверкинга с весёлым Винни-Пухом на подтанцовке. Избави бог. Или чёрт, неважно.

Но она, несомненно, обязана быть направлена на решение повседневных задач современности. Быть актуальной, где-то даже сатирически, саркастически актуальной, в хорошем смысле злой. Должна высмеивать, обвинять, поощрять – в конце концов, соответствовать сложным общечеловеческим вызовам и призывам. Это же Евровидение, а не вокальный тур в начальной музыкальной школе!

Идёт битва за национальную самоидентичность. Идёт спор цивилизаций за право обладания глобальной идеей совместного безопасного проживания. Не зря же многие комментаторы призывают своих конкурсантов петь на родном языке – сербском, хорватском, испанском. Люди чувствуют – пришло время жить, думать и выражать эмоции на языке и по заветам предков, – потому что только так тебя «услышит мир», уставший подстраиваться под кого-то одного, большого и грозного.

...Скажем, «Бурановские бабушки» покорили публику не затёртым до дыр, шаблонным «камон эврибади дэнс, камон эн дэнс», – а оригинальной этно-подачей выступления: традиционным удмуртским костюмом и открытой «горловой» манерой исполнения.

Я не о квасном патриотизме, не о барабанном, – а о том, что киприот, армянин, казах непременно проголосуют за голландца или кого-то другого, если тот убедит их в сильной неподдельной искренности и настоящей любви к своему народу и земле, и уже через это – к любви и состраданию ко всему сущему и человечеству в целом.

На эти же грабли, по моему мнению, наступают и венгры, и молдаване, и белорусы – правда, это всего лишь частное мнение, не более того: всё-таки Запад англоязычен, как ни крути. Хотя финны, итальянцы и французы поют на родном.

Но главное, повторюсь, посыл, энергия, ажитация, настроение. Видение чего-то всеобщего, громкого. Что объединяет и примиряет. Заставляет огромный зал плакать и смеяться, и взрываться аплодисментами.

Такой была незабвенная шведская группа ABBA, проснувшаяся знаменитой после Евровидения-74. Они поведали планете о том, что История всегда и неизменно возвращается – История простых и великих, бедных и богатых людей, государств заключена в грандиозных победах и неизбежных порой поражениях. Иногда долгожданная выстраданная виктория является нам именно в облике проигрыша, на краткое мгновение всепрощающей, всепоглощающей вечности:

My my, at Waterloo Napoleon did surrender

Oh yeah, and I have met my destiny in quite a similar way

The history book on the shelf

Is always repeating itself...

(«Waterloo», – песня-победитель 1974 года)

А теперь представьте, как может выиграть общеевропейский «мультикультурологический» конкурс текст подобного рода: «Теперь нас слышит весь мир// Со спутников и городов...// Мы верим,// Мы верим,// Верим в мечты...».

Да не верит уже никто ни в какие спутники и мечты, про которые поёт молодая артистка Гагарина, знакомая широкой публике по одному только треку – «Спектакль окончен», – пусть и крайне популярному на прошлогодних дискотеках.

Завывания и благодарственные мольбы про «ветры перемен», мечты и радужные сны закончились минимум двадцать лет назад.

Вы опоздали, товарищи продюсеры, композиторы и англоязычные поэты-составители «несложных слов».

Потому что я, например, узнав, причём с огромной благодарностью организаторам, что в отборе участвует группа Pertti Kurikan Nimipдivдt (Финляндия), в коей играют люди с ограниченными возможностями – музыканты с синдромом Дауна, – сразу же испытал некую неловкость, далёкость и оторванность российского продюсерского центра от жизни, нововведений и творческих тенденций и веяний.

Ясно же – после апофеоза Кончиты Вурст простым «пением ртом» уже никого не удивить. Нужен драйв, майский гром, нужно супершоу, нужны впечатления сродни необычайному праздничному фейерверку, салюту. Сродни бескрайним ощущениям от высадки на недоступный Марс – в его красный фантастический мрак. Необходимо объять необъятное, объять Вселенную своим недолгим трёхминутным, но безусловно ярким незабываемым выступлением...

Тем не менее, хочу пожелать удачи и счастья необыкновенно красивой русской девушке, женщине Полине Гагариной, отстаивающей честь нашей страны на шатких и коварных сценических подмостках. Помня, однако, что слоган Евровидения-2015 пророчески звучит как «Building Bridges» – Возводя мосты – от страны к стране, от человека к человеку, от территории к территории миллионами рук, сердец и голосов: «A Million Voices».

В добрый путь, дорогая Полина! Везения, удачи и торжества триумфа, несмотря ни на что. Ведь что ни говори, а победа, по большому счёту, – как в спорте, так и в искусстве, – абсолютно непредсказуема.



Вернуться назад