Премьера фильма Сергея Лозницы «Кроткая», вошедшего в основной конкурс 70-го Каннского фестиваля, обернулась полным провалом: робкие аплодисменты утонули в улюлюканье и недовольных возгласах зрителей. Кадр: фильм «Кроткая»
Такую реакцию продемонстрировали кинокритики и журналисты во время предпремьерного показа ленты в Каннах. Фильм длится два с половиной часа, но некоторые зрители выдержали всего 30 минут после начала показа, отмечают СМИ. В основу фильма «Кроткая» взята одноименная повесть Федора Достоевского. В ней рассказывается о ростовщике, который женился на молодой девушке. Однако на поверку от Достоевского в фильме почти ничего не осталось. Сам Сергей Лозница этого не скрывает: «Это даже не весьма вольная интерпретация, это вообще очень далеко от Достоевского, но это „Кроткая“», — приводит его слова украинское издание «Вести».
Что именно вызвало отторжение зрителей от «Кроткой» Лозницы — сразу не поймешь. Некоторые критики считают, что фильм слишком затянут. Другие ругают именно финал: «Если большую часть фильма можно смотреть на одном дыхании, то о финальных минутах, где Лозница погружает героиню в фантасмагорический сон почти по Булгакову, так не скажешь. Так и хочется отрезать эту нелепую сцену, размахивающую аллегориями, как красной тряпкой перед быком», — пишет обозреватель «Кинопоиска».
Фильм снимала команда из шести стран — Франции, России, Германии, Литвы, Нидерландов и Украины. Однако интернациональность съемочной группы не смогла избавить от впечатления, что «Кроткая» — взгляд прежде всего на Россию, причем довольно мрачный. Это заметили даже американские журналисты: «Вроде две России, но у Звягинцева она какая-то живая, а тут совсем безнадега», — сказал после показа журналист из Los Angeles Times.
Консервативный публицист Егор Холмогоров был более резок в своих оценках: …Лозница хочет представить нашу страну сборищем гротескных дегенератов, алконавтов и садистов, которые мучат несчастную героиню, написал он на сайте «Царьград».
При этом, по его мнению, то, что европейский зритель освистал картину, вовсе не значит, что западный мир оскорбился за униженную авторами Россию — просто «Европу снова интересует более утонченное, культурно развитое, с эстетическими завитушками наше собственное русосамоедство», которое блестяще продемонстрировал в тех же Каннах Андрей Звягинцев с фильмом «Нелюбовь». Некоторые критики увидели в картине Лозницы откровенную критику российской власти и самого президента Владимира Путина. Другим показалось, что режиссер, наоборот, выстроил негативный образ украинского правительства. Поводом для этих подозрений стала сцена застолья, в которой некоторые актеры одеты в вышиванки, а один из героев авторитетно рассказывает им, как жить дальше.
Но режиссер отрицает: «Я конкретно не имею такого адреса, думаю, мы всегда совершаем ошибку, когда адресуем все проблемы в сторону одной конкретной личности», — заявил Сергей Лозница в комментарии «Интерфаксу», подчеркнув, что одной из тем, поднятый в фильме, был вопрос личной ответственности за происходящее. По словам автора киноленты, его целью было «исследовать мифологию российского (экс-советского) общества, культурный контекст и менталитет людей, населяющих эту сюрреалистичную страну».