Прошедшие у офиса CNN в США пикеты против фейков никак не повлияли на количество медиа-вбросов на этой неделе. «Ридус» изучил каждый — от боевого робота для Медведева до второго пришествия Христа. © vk.com/linkinpark
Роковой фейк
Издание MediaMass, как и сотни других СМИ, опубликовало новость о самоубийстве лидера группы Linkin Park Честера Беннингтона. Только журналистам MediaMass удалось раздобыть подробности о суициде за два дня до того, как Беннингтона покончил с собой. Судя по всему, основой для фейковой новости послужила страница в Фейсбуке «R.I.P. Chester Bennington», которая появилась во вторник, 18 июля — и моментально получила миллион «лайков». Спустя несколько часов журналисты признали, что облажались с источником: MediaMass опубликовал опровержение, отметив, что «вызвавшая обеспокоенность поклонников во всем мире новость о смерти Честера Беннингтона не соответствует действительности». Спустя еще несколько часов MediaMass выпустил очередной материал, посвященный смерти вокалиста Linkin Park — на этот раз журналисты сослались на официальное подтверждение смерти Беннингтона.
Портал Snopes называет случившееся чудовищным совпадением, возникшее на почве типичной для нечистоплотных СМИ тактики зарабатывать на трафике от подобных «уток»: Утверждение MediaMass было жестокой шалостью, и смерть Беннингтона была одной из нескольких смертей знаменитостей, используемых подобными СМИ, просто для того, чтобы привлечь трафик и увеличить доходы. Как ранее писал «Ридус», солист группы Linkin Park Честер Беннингтон совершил самоубийство 20 июля 2017 года, бездыханное тело певца было найдено у него дома в Палос-Вердес-Эстейтс, округ Лос-Анджелес. Как именно рокер покончил с собой известно всем, однако писать об этом в СМИ нельзя — согласно подпункту «В» части 5-й статьи 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации».
LEGO для премьера
В начале недели «Российская газета» опубликовала материал о визите премьер-министра России Дмитрия Медведева в Новгородскую область для участия в выездном заседании президиума Совета при президенте РФ по модернизации экономики и инновационному сотрудничеству. В ходе заседания был озвучен объем бюджетного финансирования Национальной технологической инициативы: по словам премьера, государство намерено выделить НТИ свыше двенадцати миллиардов рублей.
Наряду с дежурным текстом о «важности своевременного снятия избыточных требований, представляющих собой барьеры для новых идей», заметка РГ сопровождалась фоторепортажем о рабочей поездке Медведева. Одно из фото привлекло внимание пользователей социальных медиа:
Блогеры мгновенно определили, что многомиллиардные инвестиции удалось привлечь благодаря конструктору LEGO Education Mindstorms EV3 45560: именно его премьер сосредоточенно разглядывает на фото. Ценник на детский конструктор для закрепления базовых навыков работы с робототехникой достигает восьми тысяч рублей, «инновационная технология» подходит мальчикам и девочкам в возрасте от десяти лет:
Покукарекаем!
Не самые увлекательные на свете дебаты Алексея Навального и Игоря Стрелкова все-таки умудрились прогреметь в Сети. Впрочем, это заслуга вовсе не главы ФБК или его оппонента, а безымянных умельцев Рунета, которым удалось сверстать фейковую, но максимально убедительную рекламу сети ресторанов «Бургер Кинг»:
«Петухиспорят» — по такому промокоду в ресторанах «Бургер Кинг» якобы можно было получить дополнительное ведро куриных наггетсов для комфортного просмотра грядущих дебатов, к главным героям которых отсылали значок предвыборной кампании Навального и камуфляж на рукавах. Креатив «Бургер Кинг» зачастую использует скандальные образы, непристойную лексику и сетевые мемы, однако постер «Покукарекаем, бл@#*!» является фейком: это подтвердили в одном из ресторанов «Бургер Кинг», отметив, что позиции «ведро наггетсов» в местном меню отродясь не было. Стоит отметить, сами маркетологи «Бургер Кинга» не упускают возможности «хайпануть» на громких социальных и политических темах. К примеру, сеть ресторанов предложила миллиардеру Алишеру Усманову миллион рублей за продакт-плейсмент в серии видеообращений к Навальному. Согласно отвергнутому миллиардером сценарию, Усманов должен был надеть фирменную корону «Бургер Кинг» и сказать фразу: «Чикен фри — окурительные куриные палки. Кудах!»
Второе пришествие, смотреть онлайн
Американское агентство Newsfeed запустило в Фейсбуке видеотрансляцию, которую одновременно смотрело более 18 миллионов человек. Пользователи соцсети в течение четырех часов завороженно наблюдали за съемкой исполинского торнадо. Гипнотизирующие кадры получили более 380 тысяч репостов и 290 тысяч комментариев пользователей: кто-то всерьез утверждал, что обитатели Фейсбука являются свидетелями второго пришествия Христа, кому-то по душе пришлась версия о нашествии инопланетян. Лишь несколько часов спустя пользователи обратили внимание на повторяющиеся элементы в трансляции. Как выяснилось, Newsfeed выдал за потоковое видео зацикленную четырехсекундную гифку, опубликованную пользователем Инстаграм jonathanwennstroem в начале июля. По его словам, «второе пришествие» было создано еще в 2015 году с помощью компьютерной графики.