DataLife Engine > Новость дня > Механик рассказал, из-за чего могло случиться ДТП с автобусом

Механик рассказал, из-за чего могло случиться ДТП с автобусом

Автобус ЛиАЗа мог начать движение, если водитель, будучи не за рулем, нажал на кнопки закрывания дверей. О хитростях управления аналогичных машин «Газете.Ru» рассказал специалист по ремонту в Первом автобусном парке Санкт-Петербурга.[/i][/i][/i][/i][/i][/i][/i][/i]14фотографий[/i]14фотографий[/i]14фотографий— Насколько вы знакомы с автобусом марки Лиаз-5292.60, который вчера в Москве начал самопроизвольное движение, что привело к тяжелым последствиям?— Уже восемь лет я являюсь частным владельцем ретро-автобуса ЛАЗ, ЛиАЗ-677, известного «лунохода». Мы занимались восстановлением и коллекционированием этих машин, и три года назад нас пригласили работать в Первый автобусный парк. Сейчас мы работаем в петербургском музее автобусов, собираем ретро-машины, также участвуем в работе по современным автобусам, нас иногда привлекают к капитальным ремонтам.С января этого года до мая я работал на линии обычным водителем. В парке я числюсь загонщиком, на Лиаз-5292 перегоняю машины в процессе ремонта. У Лиаз-5292 индекс после точки может быть каким угодно, а конструктивно и по принципу управления они устроены одинаково.Поэтому в принципе у водителя со стажем не должно быть проблем с тем, чтобы пересесть с одной машины на другую.— Модель с индексом .60 отличается не немецким, а отечественным ярославским мотором.— Да, но в конечном итоге на управление машиной это не влияет. Какая мне разница, как водителю, как там стоит двигатель? Мне надо знать только, где посмотреть уровень масла.— На этих автобусах стоят немецкие автоматические коробки ZF. Как они зарекомендовали себя?— У нас много машин с этими коробками, это одна из наиболее часто устанавливаемых АКПП. И по нашему парку никаких нареканий к этим коробкам нет. Помимо ЛиАЗов они ставятся еще иногда на автобусы НефАЗ.— Насколько распространены в России ЛИАЗ-5292?— Это одна из самых распространенных машин, когда пошли заказы на низкопольные машины, завод ЛиАЗ начал их поставлять в разные города. В Питере их довольно много, в Москве, в Казани… Есть еще машина 6213 — «гармонь», которая отличается только узлом сочленения и длиной. Машин этой конструкции очень много…— У автобуса есть три кнопки выбора режима АКПП — D, N и R. Расскажите, что по инструкции водитель должен нажимать при остановке?— Если говорить про Санкт-Петербург, то по инструкции прописано расстояние, на которое надо подъехать к остановке, порядок открытия дверей — и все. У нас нет требования постановки машины на ручной тормоз и нет требования выключить режим D (драйв). Когда останавливаемся, автобус тормозит гидрозамедлителем, гидропередачей. Когда нога стоит на педали тормоза, срабатывает автонейтраль: микровыключатель прекращает работу режима D. Если на остановке, и нет необходимости зачем-то вставать надолго, то на ручник машина не ставится, а удерживается педалью тормоза.На линии, на светофоре коробку в режим «нейтраль» мы практически никогда не переключаем, всегда включен режим D.Да и сам производитель движение «накатом» с включенной нейтралью запрещает, от этого страдает коробка.— После вчерашнего ДТП я прокатился на московских ЛиаЗах, обратил внимание: вчера на долгой остановке водитель нажал N, сегодня на короткой — стоял на D…
— Это делается на усмотрение водителя, просто большинство не нажимает нейтраль. У нас есть только одно требование — перед тем, как покинуть рабочее место, например, на конечной станции, водитель обязан поставить машину на ручник и включить нейтраль.Не выполнив эти два требования, водитель встать со своего места не может, это запрещено.— Действительно ли на этих автобусах есть система, которая при открытых дверях блокирует движение?— Да, практически на всех выпускаемых машинах сейчас ставят эту систему. Она по-разному реализована, но на ЛиАЗ-5292 при движении нельзя открыть двери. Система мониторит, что машина двигается, и при нажатии кнопки открытия дверей ничего не произойдет. Именно поэтому в салоне вы можете слышать, как при определенной скорости в дверях срабатывает пневмоклапан блокировки.А если мы остановились и двери открыты, эта же система блокирует движение машины. Поэтому вот как бывает (случай «самохода» в Москве, описанный на форуме fotobus, при котором погиб водитель, пытавшийся остановить машину): водитель, видимо, не поставил машину на ручник, открыл двери (сработал запрет движения), после чего вышел из кабины и с улицы закрыл дверь. Включился запрет движения, и если селектор коробки был в положении «драйв», то машина покатилась. Но у нас, в Питере, обычно кабинная дверь на систему безопасности автобуса не завязана.Других вариантов самохода нет — только если сам водитель не выполняет инструкции, может случиться все, что угодно.О том, что водитель был уставший, он никогда не скажет, потому что транспортные предприятия работают с дичайшими нарушениями труда и отдыха.— Какие рефлекторные движения должен делать водитель, чтобы остановить машину?—  Первое, что делает любой водитель почти одновременно — левой рукой ставит ручник, правой ногой — тормоза. Когда освободились руки, выключаешь замок зажигания, при этом срабатывает отсечка топлива, такие движения должны быть у любого адекватного водителя.— А как же красный аварийный выключатель, который есть в кабине каждого автобуса?— По сути, он не задействует тормозную систему, а только перекрывает топливо, тот же эффект достигается ключом.— Педаль газа на этих автобусах электронная, как она устроена и может ли залипнуть?— Там обычный резистор, чем больше жмешь, тем больше сопротивление.— На вчерашних кадрах по скорости автобуса видно, что он двигался не на холостых и все-таки на педаль жали… Что вообще вы думаете об этом инциденте?— С утра пообщались с водителями, у всех примерно одинаковое мнение. Водитель остановился на остановке.По какой-то причине не поставил машину на ручник и не выключил режим «драйв».Возможно, пошел протереть зеркало, на кого-то поругаться — в общем, у нас сложилось мнение, что его за рулем в момент самохода автобуса не было. Он мог быть в кабине, но не у руля. Чтобы закрыть двери, вовсе не обязательно возвращаться на водительское кресло — кнопку ткнул, и машина покатилась в переход.Это сразу объясняет, почему он не дотянулся до ручника — поскольку ручник находится слева у дальней стенки. Поэтому, когда автобус покатился, и это мое личное мнение, он попытался со стороны двери попасть ногой на педаль тормоза, а попал на газ. А дальше — паника…И когда автобус запрыгнул на поребрик, водитель мог в кабине упасть и дальше в управлении автобусом не принимать участие, поскольку будь он за рулем и вменяемый, то мог бы поехать не прямо в ступеньки, а попасть в бетонный бордюр. Я склоняюсь к тому, что да, на газ жали, поскольку там еще был бордюр, на который автобус на холостом ходу бы не заехал — коробка развивает слабый момент.Влияние на педаль газа явно должно было быть. Мы видим, что водитель за рулем не предпринимал никаких действий.А может, просто поплохело человеку, так тоже бывает. Поэтому нам в учебном комбинате с первого занятия вбивают, что нога всегда должна быть на педали тормоза, если она не на педали газа. Третьего не дано, нельзя ее ставить ни рядом, никак.— Педали расположены не рядом? На них нельзя одновременно нажать?— Не рядом, нажать можно, только если ногу горизонтально поставить.— А версия с закатившейся бутылкой?— Если почитать архивы ДТП, то бутылка всплывает каждый раз, когда автобус попадает в ДТП. Водитель никогда не будет кивать на ремзону, что они что-то недосмотрели. Не будет говорить на себя, и поэтому начинаются эти бутылки.На конечных станциях всегда проходят осмотры машин, устраиваются выездные проверки организатором перевозок, кабины осматривают на предмет посторонних предметов и банальной грязи.Можно лишиться части премии, если у тебя там свинарник.И потом бутылка может сыграть роль в «Жигулях», где большой ход педали. На педалях же в автобусе ставишь ногу и едва давишь, после чего начинается активное торможение, поэтому любую пластиковую бутылку можно продавить.



Вернуться назад