© Игорь Ставцев/Коллаж/Ridus
Повышать пенсионный возраст в России нельзя, по крайней мере, до тех пор, пока продолжительность жизни в стране не превысит 75 лет, считают специалисты Института экономики роста им. П. А Столыпина. Сейчас, по их оценкам, она едва достигает 72 лет, а реальный порог старости наступает уже в 61 год.
Хотя формально на пенсию в России выходят заметно раньше, чем в других странах, ожидаемая продолжительность жизни после этого знаменательного события составляет 16,1 год для мужчин и 25,8 лет для женщин. Для сравнения, в Испании пенсионный возраст — 63,5 года, но мужчины затем живут еще около 19 лет, а женщины — 23 года.
Преимущество российских дам в данном случае объясняется относительно ранним возрастом выхода на пенсию. Если сравнять их с испанками, возраст дожития сократится до 17,3 лет. Что же касается российских мужчин, почти половина из них вообще не доживает до пенсии. Смертность среди мужчин трудоспособного возраста в России достигает 40%. Если пенсионную планку еще и приподнять, этот показатель и вовсе может приблизиться к 100%.
Повышение пенсионного возраста в таких условиях просто несправедливо по отношению к собственным гражданам, считают столыпинцы. По сути, это означает сознательное лишение значительной части россиян возможности на склоне лет пожить в свое удовольствие. Сторонники подобных инициатив также не учитывают, что в российской экономике сегодня почти нет рабочих мест для пожилых людей, особенно для женщин.
© Оксана Викторова/Коллаж/Ridus «Оно взяло на себя обязательства СССР по выплате внешнего долга, почему не возьмет обязательства по выплате внутреннего? Это освободит всех остальных от лишней нагрузки, и пенсионная система, наконец, начнет работать в нормальном режиме», — говорит он.
Кроме того, этот фонд может пополняться за счет специальной ставки НДФЛ на доходы, превышающие 1 млн рублей в месяц. Ее предлагается установить на уровне 25%.
«Такие суммы редко фиксируются как зарплата, в основном это дивидендные выплаты, которые не обкладываются социальными страховыми платежами, — поясняет Титов. — У нас так создана система, что с зарплаты надо платить и НДФЛ, и взносы в социальные страховые системы, а с дивидендов платиться только НДФЛ. Поэтому это было бы справедливо, если хотя бы 25% от сумм свыше одного миллиона шли в пенсионный фонд старших поколений».
В этом случае накопительную часть для работающего поколения можно (и нужно!) будет превратить в добровольную, считают столыпинцы. По их мнению, это позволит снизить ставки страховых платежей в ПФР минимум на 10%, а то и на 15%, то есть практически вдвое. А возможность реально управлять персональными накопительными счетами и распоряжаться ими по своему усмотрению, повысит доверие к пенсионной системе.