© Игорь Ставцев/Коллаж/Ridus
Россия в 2017 году резко нарастила вложения в казначейские бумаги США. По данным американского Минфина, за год Банк России купил US Treasuries на 16,1 млрд долларов, а весь портфель государственных облигаций США к 1 января 2018 года достиг 102,2 млрд долларов (23% от общего объема золотовалютных резервов). Это на 18,7% больше, чем годом ранее. Правда, в декабре вложения немного сократились. В ноябре российский ЦБ владел американскими долговыми обязательствами на сумму 105,7 млрд долларов. Тем не менее Россия вошла в топ-8 крупнейших покупателей госбумаг США и заняла 15-е место среди крупнейших держателей, обогнав Южную Корею. В американский госдолг ушло 30% всей имеющейся у Центробанка иностранной валюты и почти 40% всех инвестиции в зарубежные ценные бумаги.
Кто первый в очереди за долгами?
Активнее всего скупкой US Treasuries занимался Китай, который потратил на это 126,5 млрд долларов. В результате он вернул себе первое место в хит-параде кредиторов Вашингтона, накопив американский госдолг на суму 1,18 трлн долларов. Однако недавно появились сообщения о том, что Пекин может отказаться от наращивания вложений в US Treasuries из-за растущей напряженности в торговых отношениях с США. Второй по объемам скупки американских казначейских обязательств стала Саудовская Аравия, вложившая рекордную сумму за всю историю данных — 44,6 млрд долларов. А на второе место в рейтинге крупнейших держателей переместилась Япония, которая годом ранее его возглавляла. Она, напротив, интенсивно избавлялась от госдолга США, сократив общую сумму вложений на 29 млрд долларов — до семилетнего минимума в размере 1,062 трлн долларов. При этом большая часть бумаг была продана в декабре — на 22,6 млрд долларов. Третье место заняла Ирландия с показателем 326,5 млрд долларов, затем следуют Каймановы острова (269,9 млрд долларов) и Бразилия (256,8 млрд долларов). В топ-10 держателей US Treasuries также входят Великобритания, Швейцария, Люксембург, Гонконг и Тайвань. В целом 6 из 10 крупнейших кредиторов США в прошлом году нарастили свои вложения, увеличив совокупный объем на 216 млрд долларов — до 4,025 трлн долларов.
© Оксана Викторова/Коллаж/Ridus
Минимальные риски
Есть, конечно, определенные политические риски, которые следует учитывать, в частности угроза замораживания российских счетов. «Но, судя по всему, сейчас политическое противостояние не оценивается настолько серьезно», — рассуждает Артем Деев.
Еще один гипотетический риск связан с общим объемом долговой нагрузки США, которая достигла устрашающих размеров и продолжает увеличиваться. Но эту опасность большинство экспертов всерьез пока не рассматривают. О долговой проблеме говорят уже много лет подряд, но это не мешает всему миру продолжать кредитовать США. И вряд ли кто-то из крупнейших держателей американского долга в здравом уме рискнет избавляться сразу от всей суммы.
«Если посыпется американская экономика, посыпятся и все смежные экономики. Будет глобальный финансовый кризис. Вы думаете, держателям облигаций это надо? Это нужно нам, Японии, Китаю? — риторически интересуется Анна Кокорева. И тут же сама отвечает: «Никому это не нужно!»
Так что и дальше все будут продолжать кредитовать американскую экономику, уверена она. «Система эта работает, она уже отлажена, и никому проблемы в экономике США не нужны, потому что это будет больно не только для Америки и ее граждан, это будет больно для всех, потому что все зависимы от американской экономики, зависимы от доллара, который является международной резервной валютой», — резюмирует аналитик.