© Оксана Викторова/Коллаж/Ridus
В России резко подскочила задолженность по услугам ЖКХ и началось массовое взыскание недоимок через суд. Как сообщают «Ведомости», за год в стране было рассмотрено 5,4 миллиона таких дел. По сравнению с 2014 годом их количество взлетело в 2,5 раза.
Денег нет, но мы держимся
Долги населения между тем растут еще быстрее. Ведь реальные доходы россиян падают четвертый год подряд. По расчетам Минэкономразвития, ситуация будет ухудшаться еще как минимум до 2020 года.
Если в 2014 году они составляли 111 миллиардов рублей, то в июле 2017-го министр строительства и ЖКХ Михаил Мень называл цифру в 645 миллиардов. По данным Росстата, в целом сейчас население тратит 11,3% своих доходов на услуги ЖКХ.
Это совершенно логичный процесс, ведь что бы там ни говорилось про официально снижающийся уровень инфляции, она все равно опережает рост доходов населения, говорит председатель комиссии ОП РФ по социальной политике и трудовым отношениям Владимир Слепак.
«Давайте посчитаем на калькуляторе. Средняя зарплата по России, и это включая Москву, составляла в 2016 году около 32 тысяч рублей. Если же убрать Москву, вытягивающую общий показатель вверх, то цифра эта не дотягивает и до 20 тысяч. Пока рост зарплат как минимум не догонит уровень инфляции, платежеспособность граждан будет только снижаться», — сказал он ранее «Ридусу». По данным Федеральной службы судебных приставов, средняя сумма долга за ЖКХ в разных регионах составляет от 8,9 до 62,6 тысячи рублей.
Что было раньше: курица или ЖКХ
Тарифы в России регулируются в ручном режиме, несмотря на давние усилия выработать какой-то экономический механизм, исключающий волюнтаризм властей и корысть управляющих компаний, говорит эксперт Центра экономических и финансовых исследований Наталья Волчкова. «Компании стремятся, чтобы правительство дало им право повысить тарифы по максимуму. Правительство стремится жадность компаний ограничить. Итоговый рост тарифов является компромиссом между двумя противонаправленными усилиями», — объясняет она. Однако правительство стремится ограничить интересы компаний не потому, что оно так заботится о кошельках населения. Мотивация властей иная: если разрешать управляющим компаниям повышать тарифы не выше, чем общий уровень инфляции, то компаниям приходится для собственного выживания изыскивать способы повышения эффективности работы. «Уровень тарифов, который устанавливает в итоге правительство, таков, чтобы покрыть издержки и оправдать инвестиции в ЖКХ. Но прибыль компаний не должна при этом образовываться за счет исключительно „инфляционной ренты“. Если бы тарифы ЖКХ росли в ногу с инфляцией или обгоняли ее, то управляющим компаниям вообще не было бы необходимости ударять пальцем о палец, их прибыли бы росли автоматически», — поясняет эксперт. Правда, рост тарифов ЖКХ как раз и является одним из основных «паровозов» роста общей инфляции. Так что где здесь курица, а где яйцо, вопрос извечный.
Ниже ватерлинии
Для примера: стоимость квартплаты (без учета электроэнергии) в однокомнатной квартире (40 кв. м) в подмосковных Мытищах в январе 2018 года составила чуть менее 6000 рублей. Это при том, что, по данным МЭР, нижняя граница доходов имеющего работу россиянина — что позволяет формально относить его к среднему классу — находится на уровне 25 000 рублей. То есть услуги ЖКХ съедают 1/4 всех доходов граждан. По данным портала SuperJob, за пределами столиц бедность вообще означает доход ниже 16 тысяч рублей в месяц.
На конец 2017 года число россиян с ежемесячным доходом ниже прожиточного минимума составляло 20,3 миллиона. Это выше аналогичных показателей самого «тучного» в этом веке 2012 года почти на 5 миллионов.