Министерство экономического развития было вынуждено признать резкое замедление экономики России. И это, несмотря на стремительный рост цен на нефть и рекордные поставки газа в Европу. За март валовый внутренний продукт прибавил лишь 0,7%. Зафиксированный рост оказался вдвое ниже показателей января и февраля и втрое меньше уровня, который Минэкономразвития заложило в базовый сценарий на текущий год.
Настроение в экономическом ведомстве сменилось на минорное. А ведь ещё двумя месяцами ранее, выступая на Гайдаровском форуме, Максим Орешкин вещал о бурном старте: "Это год начала роста. Роста довольно уверенного. Год выглядит, как очень неплохой. И показатели во многом похожи на то, что мы видели в 2010-2011 годах, когда после кризиса экономика восстанавливалась".
Рост "по Орешкину" продлился недолго. Сказался коллапс в строительной отрасли. По итогам месяца объем выполненных строительных работ рухнул на 9,6%. Такого стремительного пике российская статистика не фиксировала с кризисного 2015-го.
Генеральный директор юридической компании "URVISTA" Алексей Петропольский считает, что строительный сектор сейчас находится на гране предбанкротного состояния. "Скоро всё рухнет, поскольку продаж нет. Многие застройщики на сегодняшний момент уже не платят тело кредита по банкам, а платят только проценты. Тело перекладывается на дальнейший срок, и когда этот срок наступит, непонятно".
Юрист добавляет, что уже на сегодняшний момент валовая часть дольщиков свое тело загасить не сможет, даже если достроят все свои проекты и за один день продадут все квартиры.
Экономика пробила дно. Орешкину снизу постучали.
По независимым оценкам, предложение превышает спрос на строительном рынке на рекордные 20%. Жилья понастроено много, а приобретать его некому – у людей попросту нет средств на улучшение жилищных условий.
Член Комитета по инвестиционной политике ТПП России Дмитрий Любомудров уверен, что не нужно строить торговые центры и жилье, когда падают реальные располагаемые доходы. "Если у вас работники не получают зарплату, на что они, извините, купят товары в торговых центрах? На что они купят жилье? Они скажут: мы бы рады купить, но у нас нет денег, нам квартплату нечем платить. Надо страну вытаскивать", - заключает эксперт.
Падение строительного сектора потянуло на дно смежные отрасли. Производство стройматериалов обрушилось двузначными темпами: цемента - на 13%, кирпича - на 19%, бетона - на 11%. Эксперты уверены: всему виной политика бездействия чиновников федерального кабмина.
"Есть много вопросов к формированию кабинета. И прежде всего, конечно, к его экономическому блоку, - заявляет президент Союза предпринимателей и арендаторов России Андрей Бунич. - То, что они называем парадигмой – мы знаем, что это значит. Это значит, опять ничего не делать, резать расходы, душить людей, не предлагать никаких инициатив по развитию. В принципе, устроить голодомор в короткой перспективе. Вот, что значит".
У каждого министерства свои подходы к тому, как организовать в стране голодомор. По мере приближения даты формирования нового правительства среди чиновников началась настоящая "схватка" за место под солнцем. Силуанов против Орешкина, Абызов против Силуанова, Мантуров против Абызова. И это не полный список героев настоящего времени, которые схлестнулись не на жизнь, а на смерть.
Министр по вопросам открытого правительства Михаил Абызов открыто "поддевает" министра финансов: "Здесь я не хотел бы, Денис Валентинович, чтобы вы давали Антону Германовичу уйти от ответа на вопрос, а он, как по Жванецкому, завыл, забился, ушёл от ответа будет ли увеличена поддержка производства. Я могу сказать, надо увеличивать ее не через инфраструктурные проекты, как вы заковыристо, Антон Германович, сказали и непонятно – то ли будет дополнительное финансирование, то ли не будет. Надо реально накачивать дополнительными деньгами фонд поддержки промышленности, выдавать новые элементы судсидий и без вот этого Минфиновского подхода "мы там с заднего крыльца" - Ну вот не надо так говорить "с заднего крыльца". – Антон Германович, ну невозможно увеличить рост промышленности без серьезной поддержки государства. Это нельзя сделать".
В товарищах согласья нет уже давно, отмечают эксперты. Чиновники в дорогих костюмах всё сильнее походят на героев басни Крылова о лебеде, раке и щуке. Об этом рассказала "Царьграду" директор Института экономики роста им. Столыпина Анастасия Алехнович: "Сейчас те, кто сидят в кабинетах, не обращают внимания фактически даже на послание президента. По нашей информации, прямое четкое послание, в котором прозвучали цифры, ключевые показатели эффективности, над которыми мы все должны работать, и стратегия роста. Это темпы экономического роста не ниже среднемировых, это расходы на социалку - здравоохранение и образование, это доходы населения, пенсии, ну и так далее".
По словам госпожи Алехнович, это не вызвало ничего, кроме шуток, смеха и полемики, давайте нам реальные поручения, и мы будем их исполнять – только после этого. "Понимаете, в каком состоянии у нас все? Лебедь, рак и щука", - заключила эксперт.
Пока министры дерутся, у холопов чубы трещат. Спад в машиностроении составил 7,5% за месяц, оптовая торговля сократилась на 2,9%, производство электронного и электрического оборудования просело на 3,2%. Реальному сектору экономики не хватает инвестиций и дешёвых кредитных ресурсов.
"Очень крупным источником является кредит, в меру развития производства, это всем хорошо известно, и вместо того, чтобы тратить эти деньги на черные дыры в балансах банков, это триллионы рублей сейчас, их, конечно, нужно было бы направить, прежде всего, на кредитование, на рефинансирование кредитов среднему и малому бизнесу, в регионы, потому что у нас, например, сейчас объемы кредитов, которые находятся в столице, больше, чем кредиты, которые переданы в регионы", заявил глава Научного Совета Института экономики роста им. Столыпина Яков Миркин. - И вот этот перевес в сторону бюджета, когда у тех, кто готов расти, у бизнеса, остается слишком мало источников, и они от них как бы забираются, конечно же, это неправильная ситуация. Плюс малый доступ к кредиту, по-прежнему, очень высокий процент, в общем-то, нажаты все тормоза для того, чтобы экономика быстро не росла".
Мартовские результаты по ВВП могли бы быть еще хуже, если бы не сырьевая подпитка и холодная погода. Столбик термометра подыгрывает главе Минэкономразвития. Из-за холодов вырос спрос на газ как внутри страны, так и в Европе: объемы его добычи подскочили на 22%.
И что будет делать господин Орешкин летом, как и чем объяснять возобновившуюся стагнацию, непонятно.