В аэропортах Украины продолжается коллапс с отменой и задержкой рейсов, которые должна выполнить компания Bravo Airways. В понедельник, 2 июля, в "Жулянах" отменили полеты BAY4405 в Анталию (Турция), BAY4423 в Даламан (Турция), BAY301A в Эрбиль (Ирак). В "Борисполе" отменен рейс YB 5417 - в Измир (Турция). Из Туниса вылетел только первый из пяти самолетов, которые в течение двух дней должны перевезти украинских туристов, застрявших за границей.
Люди проводят на чемоданах от нескольких часов до двух суток. В аэропорт Батуми даже вызывали украинского консула. В дело вмешался министр инфраструктуры Владимир Омелян, который собрал перевозчика и туроператора. Вместе они договаривались, как будут спасать туристов.
В чем причина коллапса и кто стоит за Bravo Airways - в материале OBOZREVATEL.
Обещают компенсировать все
Что касается нескольких сотен застрявших туристов в Египте, Турции и в Жулянах, в авиакомпании Bravo Airways уверяют, что виноват туроператор "Оазис Тревел", который задолжал им 25 млн грн.
А вот представитель "Оазис Тревел" Олег Чебаненко в свою очередь уверяет – они ничего не должны. "Озвученная цифра в 25 млн грн - неправда. Мы находимся в состоянии взаимных расчетов, и сказать кто кому и сколько должен можно только в конце сезона, когда будем подводить итоги. У нас существуют взаимные задолженности и взаиморасчеты, и будет даже некорректно, если я сейчас назову цифру, сколько нам должна Bravo Airways", - сказал OBOZREVATEL Чебаненко.
Почему авиакомпания так поступила, туроператор сказать не может. "Они наши партнеры. Жаль, что туристы стали заложниками этой ситуации. До завтра, 3 июля, мы должны вывести пять рейсов из Туниса", - говорит Чебаненко.
По его словам, туристам, которые двое-трое суток так и не смогли улететь на отдых, будет предложен альтернативный вариант позже, когда установится график полетов. "Те, кто не сможет отдохнуть позже, может написать заявление и им вернут деньги", - уточнил Чебаненко. Правда, заплатят ли туристам за потрепанные нервы, ответил расплывчато: "Конечно. Мы планируем компенсировать все понесенные туристами потери".
Просят вовремя разобраться
Кстати, не только туристы "Оазиса" оказались заложниками ситуации. Также тяжелые двое суток в аэропорту Батуми провели и жители Николаевской области, которые приобрели туры у компании TPG и должны были прилететь домой в субботу, 30 июня.
"Вылет должен был произойти в 15:30, его перенесли на 19:10, потом еще на полчаса, на час и т.д. Туристическая компания не отвечает, ее сайт, как мне объяснили, заблокирован. 19 детей от года и старше находятся в аэропорту с родителями. Самолет в Киеве подняли и посадили, якобы он не исправлен. Никто ничего не объясняет", - рассказала туристка Оксана, которой не повезло лететь этим рейсом.
Вернулись туристы домой только в час ночи в понедельник, 2 июля.
На вопрос OBOZREVATEL по поводу причин задержки рейса из Батуми в Киев в авиакомпании Bravo Airways так и не ответили. Правда, попросили время разобраться.
Летают на 30-летних судах
На самом деле проблемы у авиакомпании Bravo Airways начались еще 14 июня, когда во время ливня их самолет совершил экстремальную посадку в аэропорту "Киев" (Жуляны). Тогда лайнер вынесло с полосы, у него сломались шасси и он лег на крыло. Пассажиры испытали шок, многие были уверены, что самолет загорелся в воздухе.
До сих пор проходит расследование инцидента и в самой авиакомпании ничего не комментируют.
"На этот сезон как минимум одно судно вышло из строя. А билеты-то на рейсы проданы с учетом этого самолета, и рейсы нужно выполнять", - отметил в беседе с нами авиаэксперт Александр Ланецкий.
Это подтверждают и в аэропорту "Киев". "Один самолет авиакомпании Bravo Airways вышел из строя, у него сломались шасси еще в июне. А сейчас в пик сезона все самолеты используют по максимуму, и взять у кого-то дополнительный лайнер быстро не получается. Сейчас они пригнали один самолет, но нужно время, чтобы разрулить ситуацию, и войти в расписание. К тому же они утверждают, что один туроператор с ними не расплатился", - сказал OBOZREVATEL первый замдиректора аэропорта "Киев" Валерий Полищук.
В реестре воздушных суден Украины указано, что Bravo Airways имеет в своем парке всего пять самолетов. Один из них 1990 года выпуска, два - 1991 года, еще один - 1992 года и один лайнер относительно свежий - 1999 года выпуска.
Правда, Валерий Полищук считает, что возраст не помеха для полетов. "Самолет любого года выпуска проходит серьезную техническую проверку, ремонт. Без сертификата летной годности его никто не выпустит. У "Мотор Сич", например, есть АН-26 и Як-40, выпущенные еще при Советском Союзе. И они до сих пор летают. Конечно, с точки зрения надежности старые самолеты чаще отказывают, чем новые. Но у каждой системы авиасудна есть многократный резерв использования, не смотря на возраст, он еще может долго летать", - говорит Полищук.
По словам экс-заместителя министра инфраструктуры Александра Кавы, в Европе чартерные рейсы выполняют самолеты 15-20 летней давности (у нас доходит до 30 лет). "Если у самолета есть сертификат годности, значит он находится в исправном техническом состоянии. У нас в стране много старых самолетов, в основном их используют на чартерных рейсах. И кстати, туроператоры сами соглашаются перевозить своих туристов на таких старых самолетах, потому что это дешевле. Если бы туроператор не экономил и требовал бы более современные самолеты, то и авиакомпании быстрее обновляли бы свой авиапарк", - говорит Кава.
По словам редактора сайта avianews.com Александра Мироненко, недавно в Украину пригнали самолет из США MD-82 1990 года выпуска, который ранее летал в American Airlines.
"В США они еще летают, но сейчас их там активно списывают", - рассказалOBOZREVATEL Мироненко.
Он подчеркнул, что есть программа содержания летной годности самолета, но как и в любой технике случаются поломки.
"И чем старше техника, тем больше вероятность, что будут возникать поломки. Даже если авиакомпании будут качественно обслуживать самолеты, все будет идеально, все равно может возникнуть ситуация, когда из пяти самолетов один выбывает. И даже если он выбыл на 1-2 дня, в условиях небольшого флота это может привезти к дефициту провозных емкостей 25%. И тут же начинаются проблемы, ведь резервных самолетов нет, т.к. при малом количестве самолетов в пик сезона график полетов расписан очень плотно. И как только возникают проблемы с одним лайнером, сразу рушится все по принципу домино. Эта чехарда у нас длится уже с мая. А Госавиаслужба не реагирует, хотя именно регулятор имеет все механизмы для этого", - говорит Мироненко.
Кстати, Госавиаслужба только в июле 2016 года ошрафовала Yanair аж на 153 тыс грн. Тогда тоже возник скандал с отменой нескольких рейсов этой компании. Сейчас на сайте Госавиаслужбы о проблемах с Bravo Airways ни слова.
Валерий Полищук объясняет причину, почему наши маленькие авиакомпании покупают старые судна. "Потому что пошлины на ввоз новых самолетов очень высокие, дикие просто, у молодых компаний таких денег нет. Вот они и скупают то, что в международных компаниях уже не используют", - говорит Полищук.
Кто хозяин
На авиарынке говорят, что владелец Bravo Airways - ливанец Родриг Мерхеж, который имеет отношение еще к нескольким компаниям. Например, на сайте авиакомпании UM Air он указан как владелец. Также бизнесмен сам говорил, что ему принадлежит компания "Буковина". С ним же связывают и "Украинские крылья". На рынок сейчас выходят еще пара компаний, которые связывают с ливанцем.
Если посмотреть на возраст авиапарка этих компаний, то например, у UM Air, судя по реестру воздушных суден, всего два самолета 1989 года. У "Буковины" шесть самолетов, один 1988 года. Правда, есть и более свежие - 1998 и 1999 годов. У "Украинских крыльев" - два лайнера 1990 и 1992 годов выпуска.
"Он не лучше и не хуже других авиабизнесменов - может, наглый, но они все наглые. О нем ходили слухи, что он якобы зять министра времен президента Кучмы. Не берусь подтверждать, потому что часто люди такого плана сами любят распускать о себе разные слухи. Злые языки говорят, что столько авиакомпаний он развел для обхода американских санкций. Он ведь работал с Ираном и Сирией, это сложные регионы", - рассказал Ланецкий.
Сам бизнесмен Мерхеж действительно попадал в скандалы. Его компания "Буковина" сотрудничала с Ираном (отправляла туда свои самолеты), тогда как США ввела санкции против этой страны. Мерхеж утверждал, что якобы не знал, что нужно получить разрешение на работу в Иране от властей США. А в январе 2017 года на борту самолета UM Air, который летел в Иран, нашли ящики с комплектующими для ракетного комплекса "Фагот". Этой историей занималось СБУ, но чем дело закончилось неизвестно.