По мнению Кудрина, позор состоит в том, что «мы не можем создать стабильные условия для бизнеса — как для импорта технологий, так и для экспорта».
Возможно, Кудрин погорячился, употребив слишком сильное выражение, потому что правительство хоть и несет ответственность за девальвацию рубля, но свою роль сыграли и факторы объективного порядка, говорит ведущий эксперт Фонда экономических исследований «Центр развития» Сергей Пухов.
«Против лома нет приема. В значительной мере играет роль состояние внешней среды. Но при этом не надо забывать, что устойчивость валюты определяется и внутренними факторами, способностью государства противостоять внешнему негативу», — сказал он «Ридусу».
Кроме того, девальвация национальной валюты — не всегда «позор», так как некоторые страны (в первую очередь Япония и Китай), наоборот, всеми силами стремятся не допустить роста своих валют.
«Тут вопрос в масштабах колебаний курса. При той волатильности, которую мы видим вокруг рубля, бессмысленно говорить о привлечении инвестиций, как внешних, так и внутренних. Одно дело — легкая рябь, другое — шторм. С такой волатильностью ни одна компания не может строить долгосрочные бизнес-планы, ведь хеджирование рисков такого масштаба делает любой бизнес убыточным», — говорит Пухов.
Понимая это, правительство создавало «подушку безопасности» в виде Резервного фонда, что до поры до времени способствовало стабильности рубля и гасило панику на рынке, когда начался обвал экономики.
Однако инвесторы, решая вопрос о том, вкладываться им в ту или иную страну или нет, рассуждают точно так же, как покупатели автомобилей: они в первую очередь смотрят не на наличие пассивных систем безопасности (вроде той самой подушки), а на ходовые качества и управляемость машины.
С этим же у российской экономики проблемы системные, объединяющие низкую производительность труда, зависимость ее от внешней конъюнктуры и внутриполитических прихотей властей. Всё это вместе взятое называется словосочетанием «инвестиционный климат», и именно его Кудрин и назвал «позором государства».
Правительство еще в 2011 году рассматривало стратегию улучшения делового климата в стране, названную «2020». Стратегию 2020 разрабатывали более тысячи экспертов под руководством Ярослава Кузьминова и Владимира Мау.
Однако, еще до обнародования документа многократно высказывались соображения, что реализовать эту Стратегию не удастся. И Кудрин был как раз одним из тех, кто скептически относился к возможности реализации этой программы.