Вопрос пастбищ для сельчан, содержащих скот в личных подсобных хозяйствах, мажилисмен Нуржан Альтаев затронул в своем профиле в Фейсбуке 30 апреля. По сути, он просто разъяснил действующую норму Земельного Кодекса Казахстана. А в ответ нарвался на неадекватную реакцию бывшего министра сельского хозяйства Казахстана и даже угрозы со стороны других оппонентов.
Пастбище для села
Так вот, Нуржан Альтаев сообщил, что получает много обращений от сельчан, которые держат на своем подворье скотину. Но им негде ее пасти, поскольку все земли вокруг аулов либо в аренде, либо в чьей-то частной собственности.
«Складывается парадоксальная ситуация, когда вы живёте в ауле, имеете 1 корову, 5-6 овец, и вам негде их пасти. Как только вы их выгоняете на окраину аула, тут же появляются люди, которые говорят, что эта земля в чьей-то собственности или аренде, и запрещают вам пасти скот. Отсюда и проблемы, и конфликты. Доходит даже до драк, до стрельбы по скоту.
Эта проблема, друзья, на самом деле уже решена. Парламент принял изменения в Земельный кодекс, разрешающий эту ситуацию.
Итак, согласно статье 84 Земельного кодекса Республики Казахстан, в соответствии с пунктом 1 статьи 15 Закона Республики Казахстан «О пастбищах», земельные участки могут быть принудительно отчуждены для «Удовлетворения нужд населения в пастбищных угодьях для выпаса сельскохозяйственных животных личного подворья».
После этого Нуржан Альтаев привел разъяснения по механизму отчуждения. А именно: местный акимат должен разработать специальный «План по управлению пастбищами и их использованию» на основе нормативов на поголовье скота. И уже на основании этого документа пастбища вокруг населенных пунктов могут быть принудительно изъяты.
Чужие миллиарды
Казалось бы, мажилисмен выполняет свои прямые обязанности, возложенные на него законом - разъясняет своим избирателям нормы и помогает решить насущные проблемы. Но почему-то в ответ молниеносно последовала яростная атака мясных олигархов и их приближенных, отмечает эксперт ИА «Казах-Зерно».
Владелец фермы, выращивающей ангусов, Арсен Исламов сразу же перевел вопрос в плоскость того, что ему должны компенсировать его затраты:
«Вопрос - если за время пользования этим пастбищем были проведены его улучшения, как будет выплачиваться сумма человеку, у которого эти пастбища изымаются?» - спросил он.
Нуржан Альтаев указал человеку на закон:
«Смотрите 4 абзац пункта 3 статьи 84 Земельного кодекса. Там написано, что возмещение убытков производится в полном объеме».
Вскоре в пост прибыла тяжелая артиллерия: Асылжан Мамытбеков, бывший министр сельского хозяйства, а ныне - глава Мясного союза Казахстана, объединяющего крупнейших скотовладельцев страны.
С первых слов экс-министра стала заметна его крайняя экзальтация. Что, впрочем, не удивительно, учитывая тот факт, что именно земельный вопрос (а точнее, митинги против земельной реформы, готовившейся при участии Минсельхоза РК) в мае 2016 года стоили Асылжану Мамытбекову теплого министерского кресла.
Свой комментарий глава мясного союза посвятил теме отсутствия у государства средств на выкуп земли у нынешних владельцев и арендаторов:
«Сколько стоит выкупить эти земли? Более 70 млрд тенге по стране. Откуда столько денег у акимов сел, аулов? Вы предусмотрели в Законе о республиканском бюджете такие трансферты в нижестоящие бюджеты? Нет. А как тогда они будут исполнять те требования, за которые вы призываете спросить жителей с акимов аулов? А никак! Ведь денег нет. А кто принимает республиканский бюджет? Вы - депутат Мажилиса!»
Кормушка для олигархов
Чтобы понять причину озабоченности господина Мамытбекова республиканским бюджетом, нужно вспомнить о том, что сами скотовладельцы Казахстана очень сильно в нем нуждаются. А посему, и конкурентов на казенный пирог видеть в очереди не хотят. Вспомним запрос группы мажилисменов, озвученный в середине марта: животноводы Актюбинской области не получили выплаты субсидий на сумму более 2,4 млрд тенге за 2018 год, не решен вопрос о выплате на 2019 год по уже принятым обязательствам, - сообщили депутаты. Общую сумму задолженности по субсидиям перед мясными королями Казахстана депутаты оценили в 36,6 млрд тенге. Самое интересное, что именно в Актюбинской области расположено ТОО «Актеп» - флагман Мясного союза Казахстана, очень и очень близкий лично Асылжану Мамытбекову. То есть, ситуация понятная: мясные олигархи страны привыкли черпать из бюджета многомиллиардные субсидии то по одной, то по другой программе (при этом, регулярно эти программы проваливая). А тут вдруг рисуется еще одна статья расходов, которая, того и гляди, отодвинет скотовладельцев в конец очереди за длинным тенге…
После этого Нуржан Альтаев задал Асылжану Мамытбекову вполне резонный вопрос: «Не совсем Вас понял, Асеке. Вы против действующего Земельного кодекса?».
И в ответ вновь наткнулся на сверхэмоциональную тираду. Бывший глава МСХ РК просто взорвался:
«Я против всего абсурдного! Кодексы и законы принимают и изменяют люди. Вы так говорите, что как будто я против Корана! Если такая абсурдность написана в земельном кодексе - да, я против этого!».
На что последовал спокойный ответ Нуржана Альтаева, который просто и понятно поставил оппонента на место:
«Господин Мамытбеков долгое время работал в системе МСХ. Он прекрасно знает и в курсе принятой нормы. Если он был против этой нормы, он как представитель МСХ мог выступить против нее тогда. Или, по крайней мере, подать в отставку, если он не согласен с ней. И я не понимаю, что он сейчас пишет».
Во всем виноваты ЛПХ?
Новость на Казах-зерно:Но потерпев поражение в этом споре, Асылжан Мамытбеков не успокоился, а с удвоенной энергией набросился на ЛПХ, к которым он давно «не ровно дышит». И тоже - по вполне понятной причине. Ведь сменивший его на посту министра Аскар Мырзахметов именно на поддержку ЛПХ направил основное внимание (и основные средства) Минсельхоза, существенно обделив аграрных олигархов. С тех пор ЛПХ - как кость в горле тех, кто думает о превращении АПК в персональную вотчину, позволяющую обогащаться лишь кучке приближенных. И это при том, что статистика говорит четко: основное количество сельчан в Казахстане живет за счет собственного подворья. При этом, именно они дают стране 75% молока и 69% мяса. Они, а не олигарх и их хваленные ангусы. Но для Асылжана Мамытбекова эти факты - не аргумент. Он в очередной раз озвучил свою позицию, которая заключается в том, что ЛПХ права на существование не имеет. Экс-министр разразился тирадой:
«Скотоводство должно стать бизнесом - способом зарабатывать деньги, то есть должно развиваться профессиональное (!!) фермерство, а не ЛПХ (!!!). Соответственно фермеры должны владеть землёй на праве долгосрочной аренды или собственности.
Люди, которые занимаются скотом для выживания, т.е. для того, чтобы сводить концы с концами, то есть заниматься ЛПХ (survival farming), должны получать достойную зарплату или пособия. Тогда этот вопрос отпадёт само собой. Как в США, Канаде, Австралии, Аргентине Бразилии. Только так».
В ответ на это мажилисмену Нуржану Альтаеву осталось лишь пожать плечами и резюмировать:
«Очень хорошо, что вы это здесь пишете. Пусть люди видят, кто виновен в сложившейся ситуации».
Угроза депутату и отобранная газета
И уже после этого в адрес мажилисмена прозвучала угроза. Ее себе позволил человек по имени Серик Ибраев, в профиле которого указана должность «заместитель председателя в РОО «Союз фермеров Казахстана». Он сказал, дословно: «Не бережете себя».
Вроде бы, простая фраза, но с очень прозрачным намеком. Особенно этот намек прозрачен для тех, кто знаком с ситуацией вокруг бывшего главы Союза фермеров Казахстана Ауэзхана Даринова.
Но Нуржан Альтаев остался спокоен: «Угрожать только не нужно, Серик. Я человек пуганный».
Кстати, поддержал мажилисмена не кто-нибудь, а Толеутай Рахимбеков, кандидат в Президенты Казахстана от партии «Ауыл». Как мы все помним, в прошлом году он также имел много бесед в таком вот тоне со скотовладельцами страны. И теперь мы узнали, чем все закончилось: «Меня уже пугали. А у кое-кого и газету отобрали», - сказал Толеутай Рахтимбеков.
Рабы на собственной земле
Самое интересное, это реакция простых людей, кого тема ЛПХ и пастбищ для выпаса своего скота касается непосредственно. Они и дали самую объективную оценку позиции бывшего министра сельского хозяйства и его соратников.
Вот, например, как прокомментировала дискуссию Елена Уланова:
«Асылжан Мамытбеков, Ваш настрой на сокращение ЛПХ убивает на корню аулы. Такое ощущение, что Вы истребляете сельских жителей, как класс, не дав развиться.
Статистика сокращения количества ЛПХ хозяйств показывает, что село умирает, а по-нормальному, как, кстати, происходило в развитых странах, ЛПХ вставали крепко на ноги, и только потом объединялись в более крупные хозяйства на взаимовыгодных условиях.
Такому результату, как следствию, предшествовала причина, которая выражается в создании условий развития мелких крестьянских (фермерских) хозяйств, а основой этого развития является наличие у крестьян права частной собственности на землю.
ДА, ДА, ДА - это именно те земельные доли, которые, путем мошеннических схем, находятся в настоящий момент у латифундистов, которых Вы развиваете, поддерживая государственными деньгами, и видите в них перспективу выхода из кризиса всего сельского хозяйства.
Вы глубоко ошибаетесь.
Все эти латифундисты - мошенники по одной простой причине: нет и не было в земельном законодательстве нормы, позволяющей бесплатно получать право на пользование землей больше размером, чем земельная доля на одного сельского жителя.
Бесплатно эти права были предоставлены жителям бывших совхозов и колхозов в результате приватизации.
Крестьяне отдали в пользование (аренду), а взамен получили комбинацию из трех пальцев?
Мало того, что не рассчитались за аренду, так еще смогли и приХватизировать.
Подумайте, что натворили, а теперь крестьян хотите сделать рабами, и чтобы работали на своих хозяев, на своей же земле»!..
Позицию поддержал Арман Абильдаев:
«Вокруг нашего аула выкуплены все земли совсем посторонними людьми. Выпасов нет. Хозяева земель все «крутики» и не подступишься. Как с ними быть? Они правят балом»…
Выход предложил Жумабай Дилманов - искать управу на латифундистов и мясных олигархов (а не одно ли это и то же?) в правоохранительных органах.
«Надо все эти обращения сельчан направить в Генеральную прокуратуру и в Верховный суд, Нуреке. С вашим депутатским запросом. Надо, чтобы эти высшие органы взяли под контроль соблюдение законности по каждому такому запросу и наказали лиц, игнорирующих этот закон».
Ведь, действительно, пора вмешаться правоохранителям. Ведь уже откровенно пугает, до какой степени безнаказанности дошли отдельные деятели, которые без зазрения совести публично угрожают мажилисмену (избраннику народа, защищающего интересы простых людей), а также негативно высказываются о законах своей страны.