Минфин предлагает включить в план приватизации на 2020–2022 годы крупнейшие госактивы: «Первый канал», «Аэрофлот», РЖД, «Зарубежнефть», Государственную транспортную лизинговую компанию. Об этом 26 сентября сообщил «Интерфакс».
По информации агентства, включение пакетов этих компаний в план не означает их непременную продажу в планируемый период. Кабмин особо прописывает, что продажи происходят «на основании отдельных решений президента и правительства».
Так, в плане приватизации на 2017–2019 годы были прописаны полный выход государства из таких компаний, как Объединенная зерновая компания, НМТП (владеет Новороссийским морским торговым портом), а также сокращение долей участия в ВТБ. К концу 2019 года необходимые сделки по разным причинам совершены не были.
Ранее глава Минэкономики Максим Орешкин (именно его ведомство занимается составлением плана приватизации) заявлял: власти в закрытом режиме прорабатывают несколько сделок по приватизации, в том числе с зарубежными инвесторами. По его мнению, есть целый ряд активов, которые «станут позитивными для российской экономики», если получат дополнительные инвестиции от иностранных партнеров.
В частности, Минэкономразвития планирует завершить приватизацию «Совкомфлота» до конца 2020 года. Речь идет о пакете 75% минус одна акция (сейчас государство владеет 100% акций), сообщила по время Восточного экономического форума (ВЭФ) заместитель министра экономического развития РФ Оксана Тарасенко.
«Совкомфлот» входил еще в план приватизации-2017, но продажа пакета акций неоднократно откладывалась.
Напомним, «Совкомфлот» — крупнейшая судоходная компания России. Ее флот насчитывает 146 судов общим дедвейтом 12,8 млн. тонн. Основу флота составляют танкеры — их у «Совкомфлота» 119, еще шесть находятся в стадии строительства.
На ВЭФе компания подписала соглашение о создании с НОВАТЭК СП «Современный морской арктический транспорт», которое будет управлять строительством и эксплуатацией 17 газовозов Arc7 для СПГ-завода «Арктик СПГ-2». Фактически «Совкомфлот» становится единственным перевозчиком газа с этого проекта по Севморпути до пунктов перевалки СПГ на Камчатке и в Мурманске.
Зачем же, спрашивается, резать кур, несущих золотые яйца — распродавать госкомпании?
С точки зрения либералов, если и заниматься притоком инвестиций в России — то прежде всего за счет сокращения доли государства в ВВП. Точнее, за счет сокращения доли госсектора и доли государственного потребления. Как раз такие меры якобы дадут импульсы к структурной перестройке российской экономики, и к развитию частного бизнеса.
Сейчас, если проанализировать структуру ВВП России с точки зрения источников его формирования, госсектор занимает 60%, и только 20% приходится на малый бизнес. Согласно либеральной классике, при таком раскладе инвестиции в необходимом объеме просто не могут возникнуть.
Но в реальности, в условиях противостояния с Западом инвестиций мы вряд ли дождемся при любом раскладе. И очередной раунд приватизации, возможно, закончится тем, что крупнейшие активы РФ выкупят иностранцы, причем в условиях низкого рынка — то есть, за недорого.
— Нынешнее правительство РФ, включая и Минфин — это люди, живущие по принципу «после нас хоть потоп», — уверен депутат Госдумы третьего и четвертого созывов, полковник в отставке Виктор Алкснис. — Я могу предположить, что состояние наших государственных финансов весьма неудовлетворительное. Нужны, видимо, деньги для решения срочных проблем — чтобы удержать более-менее стабильную ситуацию в стране. В конце концов, чтобы выплатить пенсии или обеспечить оборонные проекты.
Денег нет — и встает вопрос: где их взять?
Замечу, в теории заработать средства можно, развивая отечественное производство или внедряя новые технологии. Но решение принимается другое: самые доходные отрасли распродать.
Взять хотя бы «Аэрофлот». По данным Росавиации, за первое полугодие 2019 года российские авиакомпании суммарно перевезли 57,7 млн. пассажиров — на 12% больше аналогичного показателя прошлого года. Так вот, по итогам полугодия лидерские позиции подтвердил «Аэрофлот»: компания перевезла 17,8 млн. пассажиров, превысив показатель аналогичного периода прошлого года на 9,7%.
И чего стоят на этом фоне разговоры, что государство не может быть эффективным собственником? Что необходимо компанию взять и поделить — между новыми владельцами?!
Я же считаю, кабмину плевать на эффективность. Ему срочно нужны деньги — и точка. В результате наше правительство действует как алкаш, который выносит из дома все подчистую — лишь бы купить еще бутылку водки.
«СП»: — Что по идее нужно делать в такой ситуации?
— На мой взгляд, нужно разбираться с мотивами тех чиновников, которые такие приватизационные планы составляют. Не исключаю, что за планом стоят финансовые или даже политические интересы.
Замечу, на том же Западе достаточно структур, которые заинтересованы как в устранении из числа конкурентов российских компаний, так и в ослаблении экономики России в целом. Тем более, речь идет о приватизации крупнейших транспортных компаний, а транспорт в РФ — особая статья.
Это Бельгию можно пересечь на автомобиле за несколько часов. В России же, где девять часовых поясов, транспорт — это стратегическая отрасль. Она необходима, чтобы связать страну в единое целое. Напомню, еще Александр III в 1891 году подписал указ о строительстве Транссибирской железной дороги, связав центр страны и Дальний Восток. И сегодня пытаться разрушить эту транспортную монополию государства — просто преступно.
Тут даже приходит на ум, что при Сталине за подобные предложения люди отделались бы не просто Колымой.
— Некоторые из предложенных Минфином компаний входят в план приватизации из года в год, — отмечает секретарь ЦК КПРФ, доктор политических наук Сергей Обухов. — В результате общественность громко возмущается, а правительство отступает, стараясь не потерять лицо: мол, конъюнктура не очень хорошая.
И вот — история повторяется. И дело не в конъюнктуре, а в том, что у властных кланов, которые грызутся между собой в преддверии транзита верховной власти, сужается кормовая база. И нынешние предложения по приватизации укладываются в формулу: раз пошла такая пьянка, режь последний огурец.
На деле, нет никаких рациональных объяснений, зачем сейчас понадобилось приватизировать госактивы. На торги на этот раз выставляются самые вкусные куски — самые прибыльные компании. Дело идет в традициях последних лет, когда прибыли элитой приватизируются, а убытки — национализируются.
Элите нужно, чтобы «пылесос» по выкачиванию денег из РФ в офшоры продолжал работать — и приватизация именно это обеспечивает.
«СП»: — Чем закончится эта попытка?
— Обстановка в Госдуме по поводу приватизационных планов весьма накалена. КПРФ будет, видимо, поднимать народ — ведь и стране нужно что-то оставить, не все же жрать в три глотки. Как можно, например, приватизировать РЖД? Это же реально скрепа страны! На мой взгляд, такие предложения — просто материальное воплощение либерального реванша под лозунгом «Грабь!»