Транзит украинских товаров через Россию может быть приостановлен. Такими последствиями чреват новый указ президента РФ от 1 июля. Этим указом вводятся дополнительные ограничения относительно транзита через территорию РФ товаров, в частности, с происхождением из Украины.
В Киеве называют решение Москвы непрозрачным, неоправданным и дискриминационным и ожидают ухудшения условий торговли Украины с третьими странами, в частности, с государствами Центральной Азии.
Позднее в понедельник первый вице-премьер, министр экономического развития и торговли Украины Степан Кубив сообщил, что Киев может ввести зеркальные меры в отношении товаров из России в связи с ограничением транзита украинских товаров.
Вопрос транзита товаров по территории стран СНГ — очень щепетильный, потому что в него вовлечены не только Украина и Россия, но и их партнеры — в случае Киева это ЕС, а в случае Москвы — Евразийский экономический союз, говорит замдекана факультета мировой экономики и политики ВШЭ Андрей Суздальцев.
«Россия никоим образом не пытается „всадить нож“ в спину своим ближайшим партнерам по ЕАЭС — Казахстану, Белоруссии, Киргизии. Дело в том, что в Москве уже с самого начала введения антисанкций поняли, что большая часть так называемых „транзитных“ товаров на самом деле остается на территории России», — сказал он «Ридусу».
© Игорь Зарембо/РИА Новости
Украина, как ни парадоксально, не первая в списке стран, перед транзитом сельхозпродукции из которых Россия опустила шлагбаум. Первой была в доску «союзная» Белоруссия, которая обманывала партнера, заменяя ярлыки на еврояблоках и евроклубнике на свои. Так что политика здесь ни при чем, только бизнес: российские покупатели должны забыть вкус европейских, а теперь и украинских, продуктов, неважно, какие ярлыки на них наклеены, считает эксперт.
Киев и Москва рефлекторно зеркалят санкции в отношении друг друга. Дело запутывается тем, что Киев, в свою очередь, копирует все санкции ЕС против России, в то время как партнеры России по ЕАЭС аналогичным рефлексом не страдают.
«Украина, зная это, пыталась организовать альтернативный транзит в Центральную Азию через Грузию и Каспий, но дальше первого пробного поезда дело почему-то не пошло», — напоминает Суздальцев.
Кроме того, говорит эксперт, Украина таким образом пытается прорваться на рынок России: получая экономическую выгоду, но не вступая в противоречие с политическим курсом на разрыв отношений с Москвой.
На практике это выглядит так: товары украинских предприятий оформляются как заказ казахстанских оптовиков, однако где-то между Гуково и Жанибеком накладные документы подменяются, и вагоны или фуры разгружаются в неприметных товарных дворах заштатных российских городков, где даже таможни нет. А если власти и попытаются схватить перевозчиков за руку, те делают удивленное лицо: «Однако за время пути собака могла подрасти».
Ранее Министерство по инвестициям и развитию Казахстана рекомендовало перевозчикам, осуществляющим перевозки из Украины в Казахстан, с 1 июля 2016 года организовывать доставку грузов по альтернативным маршрутам: через Грузию, Азербайджан и по Каспию либо через Турцию, Иран, Туркменистан и Узбекистан.