Ситуация в Венесуэле, стремительно перерастает в гуманитарную катастрофу, сообщает The Washington Post.
Издание приводит жуткие свидетельства венесуэльцев, рассказывающих о драках в бесконечных очередях, грабежах магазинов и приближающемся голоде, уже накрывшем наиболее бедную часть населения.
Как сообщает издание, состоятельные граждане все еще пытаются заказывать продукты через интернет из Майами. Семьи со средним достатком вынуждены сокращать рацион, заменяя одни продукты другими – более дешевыми. Так, столь популярный в этой стране кофе большинство из них уже давно пьет без молока, мясо заменяется дешевой рыбой, а вместо трех приемов пищи, люди активно переходят на двухразовое питание. Хуже всех приходится бедным, отсутствие денег и практически полное отсутствие продуктов в магазинах заставляет их обтрясать дикорастущие фруктовые деревья.
По данным исследования, проведенного университетом имени Симона Боливара, денег на еду не хватает на сегодняшний день уже 87% венесуэльцев. Однако, по словам директора социологической компании Datanalisis Луиса Висенте Леона, «это еще не пик кризиса». По оценкам эксперта, объем продуктовых запасов в розничной торговой сети Каракаса сократилось на 80–85%. «Поставок не хватает, и, вполне вероятно, ситуация будет продолжать ухудшаться», - прогнозирует эксперт.
О вреде социализма
Происходящее сегодня в Венесуэле является классическим примером того, к чему приводит строительство социализма в отдельно взятой стране. Примечательно, что события в Венесуэле довольно точно повторяют историю и конец Советского Союза, только, как водится, в виде фарса.
Подобно большевикам в России, ликвидировавшим частный бизнес, как класс, венесуэльские лидеры во главе с ныне покойным Уго Чавесом на протяжении долгих лет экспроприировали частные компании, выстраивая взамен рыночных отношений распределительную систему с фиксированными низкими ценами.
Система подпитывалась исключительно за счет нефтяного экспорта, вытеснившего практически все оставшиеся отрасли экономики. Производить что-либо кроме нефти в стране стало совершенно бессмысленно. Власти страны всеми силами пытались ухудшить условия существования частного бизнеса, так как именно эта общественная среда, по их мнению, более других могла угрожать их существованию. Вместо этого, все потребности населения в товарах покрывались за счет импорта, реализуемого по сравнительно невысоким ценам. Длительный период высоких нефтяных цен привел к тому, что венесуэльцы изрядно подсели на такую "халяву", сочтя, что она будет продолжаться вечно.
© Коллаж/Ridus.ru
Неправда ли, это что-то напоминает?
Социалистическое счастье рухнуло в одночасье, вместе с нефтяными ценами. На протяжении какого-то времени, власти страны во главе с нынешним президентом Николасом Мадуро, пытались объяснить происходящее кознями США. Потом, когда это перестало помогать, а голодные разъяренные толпы начали громить магазины, власти прибегли к полиции, дубинкам и слезоточивому газу. Как водится, ни какого положительного эффекта это не произвело.
Как сообщает венесуэльская правозащитная организация OVCS, за первые пять месяцев 2016 года жители страны громили и грабили различные предприятия по меньшей мере 254 раза. Число демонстраций с требованиями, связанными с недостатком продуктов, растет каждый месяц.
Роковые последствия
Чем может обернуться нынешняя ситуация в Венесуэле, гадать не приходится. Латинская Америка — традиционная вотчина революций и государственных переворотов. И нынешний президент страны об этом прекрасно осведомлен.
Особой уверенности в том, что Мадуро сможет долго продержаться у власти уже нет. Администрация президента страны обвиняет в инцидентах «экономическую войну», развязанную против Венесуэлы странами Запада и бизнесменами. Последние, как утверждают власти, придерживают запасы продовольствия, чтобы дестабилизировать правительство.
Однако, подобные ухищрения с каждым днем действуют все меньше, а холодильник отвоевывает все большую аудиторию у телевизора. Прикрываться «кознями США и Запада» Мадуро становится все сложнее. Вместо этого, все больше претензий предъявляется уже непосредственно ему.
Очевидно, что президент Венесуэлы сам прекрасно понимает, что ситуация зашла в тупик. Поток нефтедолларов иссяк и похоже, надолго. Это привело к невозможности поддерживать социалистическую модель распределения по принципу от каждого по возможностям, каждому по труду. Доходы от экспорта нефти резко упали, в связи с чем, воздавать «по труду» стало более нечем.
Пикантности ситуации добавляет и традиционное невысокое желание латиноамериканцев вообще утруждать себя каким-либо производительным трудом.
Выстраивая для своего населения модель зависимости человека от государства, правительство изменило самосознание людей, отбив у них охоту к бизнесу или производительному труду. Вместо этого, на поверхность начали подыматься совсем другие проявления человеческой сущности, лицезреть которые можно сегодня на улицах Каракаса.
© Коллаж/Ridus.ru
Чем сердце успокоится
Очевидно, что социалистическая тема, долгое время позволявшая властям страны руководить людьми, обанкротилась одновременно с падением цен на нефть. Населению становится окончательно ясно, что ни Мадуро, ни Чавес не умели делать материальные блага из воздуха и марксистских идей, а конвертировали в них венесуэльскую нефть, которая когда-то была дорога. В ближайшее время дорогой нефти не предвидится.
Все это означает, что брожение населения на городских улицах рано или поздно выплеснется на власть и лично президента Мадуро. И произойдет это, скорее рано, чем поздно.
Попытка удержать ситуацию силовым путем ни к чему не приведет, так как и полицейские и солдаты армии являются такими же гражданами страны, как и остальные и также их семьи страдают от голода и беспорядков. Одним словом, кресло под Мадуро и компанией начинает сильно раскачиваться. И это кресло непременно рухнет, если приверженца «дела СССР» добьет голод и преступность.
Что может сделать президент Венесуэлы, чтобы не лишиться поста, а быть может и головы?
Либо продать за рубеж что-то ценное, и на вырученные деньги попытаться продержаться еще какое-то время, либо дать миру понять, что его страна готова к приходу инвестиций, в том числе и от бывших врагов.
Не исключено, что Мадуро выберет первый вариант. Не так давно, президент, выступая в Каракасе, приветствовал начало переговоров с США, призванных снизить напряженность между двумя странами.
Велика вероятность, что таким образом Мадуро хочет что-то продать американцам, и этим что-то может стать едва ли не вся нефтяная отрасль этой маленькой страны. Больше предложить Венесуэле Западу нечего.
Впрочем, нельзя исключать, что США не станут покупать у Каракаса его нефтянку сегодня и сейчас, а попытаются дождаться, когда президент будет смещен в результате переворота, с исполнителями которого будет значительно проще разговаривать.