Стали известны дополнительные подробности договора на транзит газа через территорию Украины. Согласно ним, украинская сторона потеряла намного больше, чем сообщалось раннее.
С самого начала мы получали информацию о четырех главных условиях транзитного договора, которые звучали следующим образом:
Соглашение подписано на 5 лет
В 2020 году будет прокачено 65 млрд. кубометров, в 2021-2024 гг. - по 40 млрд.
"Газпром" выплатит "Нафтогазу" 2.9 млрд. долларов
Украина откажется от требований на сумму 12.25 млрд. долларов
Теперь же стало известно два дополнительных условия и одно обстоятельство, которые абсолютно невыгодны
Украине.
Первое. Киев отказывается от претензий на сумму не 12.25 млрд. долларов, а 19.65 млрд. Данная цифра сформирована из следующего:
Иск "Нафтогаза" против "Газпрома" - 12.25 млрд.
Иск АМКУ (Антимонопольный комитет Украины) против "Газпрома" на сумму 7.4 млрд. долларов
Итого практически 20 млрд. долларов. Цифра более, чем приличная. За эти деньги можно построить еще два "Северных потока".
Лично у меня нет никаких сомнений, что в течение
2-3 лет Киев смог бы выиграть данные иски в "самых объективных" европейских судах. Поэтому весьма удивительно, почему украинцы пошли на отказ от всей суммы. Хотя бы один иск из двух могли бы "придержать". Но да ладно, нам же лучше:)
Второе. Это тарифы на прокачку. Была противоречивая информация: тарифы остаются такими же, что и в предыдущие 10 лет, либо тарифы повысятся, что поможет Украине заработать дополнительные деньги. Второму варианту придавали убедительности слава целого министра энергетики Украины Оржеля, что его страна получит 15 млрд. долларов по новому контракту (то есть, 3 млрд. долларов в год, как и в предыдущее время, несмотря на существенное снижение объема прокачки).
Теперь стало окончательно известно, что тарифы останутся прежними. Это значит, что в 2020 году Украина получит 2.1-2.2 млрд., а в 2021-2024 гг. - по 1.2 млрд. Итого Киев заработает порядка 7 млрд. долларов вместо "обещанных" Оржелем 15 млрд.
Да, есть дополнительное условие. В том случае, если "Газпром" захочет прокачать объемы больше, чем прописанные, то тарифы на этот дополнительный объем существенно повысятся. Но этот вариант на данный момент является гипотетическим.
Третье. Это уже не условие договора, а очень важный факт. Стало известно, почему в 2021-2024 гг. зафиксирован именно объем в 40 млрд. кубометров.
Дело все в том, что эта цифра является минимальной, при которой украинская ГТС может функционировать. В том случае, если через нее прокачивается, например, 30 млрд. кубов, то она начинает саморазрушаться и превращаться в металлолом.
Таким образом, контракт фактически ненадолго продлил существование украинской ГТС, износ которой составляет
85-90%.Отдельно следует отметить, что львиная доля из полученных Украиной
1.2 млрд. долларов в 2021-2024 гг. пойдет на содержание
ГТС. Чем выше ее износ, тем дороже обходится обслуживание. Соответственно, денег на полную модернизацию и обновление у Киева нет. Поэтому они вынуждены тратить меньшие суммы на поддержание, но довольно часто. Конкретно по цифрам сказать сложно, однако "
Нафтогаз" хвастался тем, что новый контракт позволит осуществлять безубыточное содержание ГТС. Обычно такие заявления делают, когда проект находится на грани своей рентабельности.
Теперь главной задачей для России становится "не попасть" на эти самые дополнительные объемы прокачки газа, которые будут облагаться по повышенному тарифу. А для этого не позднее четвертого квартала
2020 года необходимо достроить Северный поток-2.