Первый заместитель министра транспорта России Евгений Дитрих на заседании коллегии министерства в четверг заявил о несоответствии стандартам большинства федеральных дорог.
По его словам, из более чем 50 тысяч километров федеральных трасс только 10% по своим техническим характеристикам могут обеспечить перевозку, соответствующую современным стандартам по скорости, безопасности и качеству.
При этом автомобильный транспорт занимает в транспортировке грузов почти 70%.
Замглавы Минтранса добавил, что, несмотря на рост числа автомобилей в стране, сопоставимого прироста дорожной инфраструктуры, как по плотности, так и по протяженности, достичь не удалось.
Дороги смерти
Плохие дороги — это не только проблема логистики. Это в прямом смысле слова вопрос жизни и смерти тех, кто по ним перемещается.
При ужасающем состоянии российских автодорог и дорожной инфраструктуры смертность от ДТП не может быть ниже 15–20 тысяч в год, говорит лидер движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов.
И ведь Евгений Дитрих говорил только о федеральных — то есть по определению лучших по качеству и самых ухоженных дорогах! Упоминать дороги областного и местного значения он, вероятно, просто побоялся — потому что число таких трасс, для проезда которых не надо пересаживаться на танк, стремится к математическому нулю.
Достаточно заглянуть на любой из многочисленных водительских форумов, где автовладельцы и перевозчики делятся опытом преодоления просторов любимой Родины.
«Дорога из Владимира в Рязань заканчивается на границе Рязанской области. Лучше ехать сразу в объезд по А108. Это в три раза дальше будет, но зато сбережешь нервы и подвеску», — советует один водитель.
«Так называемая федеральная трасса „Каспий“ под Михайловкой вообще исчезает — вместо нее тянутся две грунтовые колеи. Всегда объезжаю Волгоградскую область через Ростов по М4 — лишние 450 км сделаешь, но я лучше проеду 450 по нормальной дороге, чем 40 по раздолбанной в ж… трассе М6». — не стесняется в выражениях второй.
Езда по кругу
Получается замкнутый круг: отсутствие приемлемых дорог, соединяющих областные центры напрямую, вынуждает водителей ехать по радиальным федеральным трассам, что в свою очередь многократно повышает на них нагрузку, ускоряет износ, требует больше вложений в ремонт, не говоря уж про то, что любая трасса на Москву превращается в сплошную пробку на всем протяжении.
«Все эти совещания, лицензии и прочие бюрократические потуги улучшат ситуацию на дорогах ровно с той же эффективностью, как если окропить все трассы святой водой. Вера чиновников в силу бумажки ничем не отличается от веры в силу святой воды», — сказал Шкуматов «Ридусу» ранее.
Вот почему в Канаде, где климатические условия и характеристики почв практически идентичны российским, даже третьестепенные автодороги в глубинке имеют обозначенные обочины?
Скриншот YouTube.com
Если где-то в канадском асфальте по весне образуется ямка, это вызывает скандал общенационального масштаба, и снимать эту несчастную выбоину слетаются телевизионщики чуть ли не со всей страны. Правительство в отставку! Позор же!
А когда во время прямой линии в апреле этого года (не 1-го числа) жительница Омска пожаловалась президенту Путину на состояние дорог в этом сибирском миллионнике, тот предложил весьма радикальный метод решения дорожной проблемы.
«Вот можно до 2021 года избавиться от дураков. Таким образом, избавиться от плохих дорог», — сказал президент.
Водитель, тебя ждут дома
Наверное, это дико остроумно, а у меня с чувством юмора проблемы. Наверное, такие же проблемы у водителей междугородных автобусов, которые засыпают за рулем потому, что владельцы их компаний требуют «везти больше и быстрее», забывая, что спешка хороша при ловле блох. Особенно на дорогах, где нет разделительных полос, не обозначены обочины, когда водители вынуждены совершать резкие маневры, пытаясь объехать ямы глубиной в полколеса.
Так кто больше дурак — измученный водила или те чиновники Росавтодора, которые на «раздолбанной в ж…» дороге кладут, словно издеваясь, «лежачих полицейских» такой высоты, что этим асфальтом можно было бы залатать двести метров полотна?
А сколько средств потрачено на «триумфальные арки» с эмблемой того же Росавтодора на трассе «М2 Крым»? Может быть, чем вбухивать деньги в эти аляпистые архитектурные излишества, средства стоило потратить на ремонт моста на той же трассе на границе Московской и Тульской областей, где местные жители возят детей в школу с крюком в 30 км (так как деревня и школа оказались по разные стороны моста, провалившегося прошлой осенью в реку Скнига)?
На 2015 год протяженность автодорог в России составляла 1 396 000 км. Из них, по данным Росавтодора, протяженность дорог в состоянии не хуже удовлетворительного составляет только 50 800 км.