К 2020 году цена на нефть может подняться до $75, если страны ОПЕК поступятся небольшой долей рынка и сократят добычу на 7 млн баррелей в день, подсчитали в МВФ. По данным фонда, сейчас картель контролирует 42% рынка, в случае реализации озвученного сценария его доля сократится до 35%. Если же организация нефтедобывающих стран продолжит упорствовать в своей политике демпинга, ее доля через четыре года упадет всего на один процент — до 41%. Но при этом нефть будет стоить $58 за баррель.
Живучие сланцы
Проанализировав стратегию развития картеля, принятую в 2014 году, фонд пришел к выводу, что тактика на сохранение позиций на рынке и ставка на демпинг не сработали. Несмотря на закрытие ряда месторождений и банкротство некоторых компаний в США, американский сланец, на вытеснение которого рассчитывали в ОПЕК, оказался крайней жизнеспособным. И сегодня меньшим из зол для организации будет стремление к равновесию рынка, считают в МВФ.
Но в самой ОПЕК, очевидно, считают иначе, и сокращение его добычи в нынешних условиях выглядит маловероятным. Не далее как в июне текущего года на очередном саммите картеля его участники не смогли договориться даже о заморозке производства нефти, не говоря уже о снижении. По данным главного нефтяного аналитика консалтинговой фирмы Energy Aspects Амриты Сен, лидеры ОПЕК обсуждали установление потолка суммарной добычи на уровне 32 млн баррелей в сутки, что соотносится с фактической добычей в апреле, пишет РБК.
В феврале 2016 года Абдалла аль-Бадри, который тогда был генеральным секретарем ОПЕК, заявил, что американские компании, добывающие сланцевую нефть, смогут легко нарастить производство и ликвидировать дефицит углеводородов, если цена на нефть поднимется из-за сокращения добычи другими странами. По его словам, ОПЕК никогда не приходилось иметь дело с источником нефти, который может так быстро реагировать на изменение цены и восполнять недостающие объемы. Это, добавил аль-Бадри, существенно усложняет возможность картеля сдерживать падение цен путем сокращения добычи.
И другие конкуренты
Еще больше ситуацию осложнило возвращение на рынок Ирана, который с самого начала заявил о намерении восстановить позиции, утраченные в результате многолетнего эмбарго, и откусить существенную долю мирового нефтяного пирога. Очевидно, что и Тегеран, и другие независимые от картеля производители нефти, которые имеют возможность наращивать ее добычу, не преминут занять место, добровольно освобожденное ОПЕК. Очевидно, что ОПЕК такая перспектива совсем не улыбается.
© Facebook.com
ОПЕК не пойдет на сокращение своей суточной добычи в обозримой перспективе, по крайней мере, сознательно, тем более что текущая ситуация позволяет наращивать экспорт «черного золота», считает аналитик компании «Альпари» Анна Кокорева. «Они, наоборот, думают, как бы свою квоту увеличить с 30 млн баррелей в сутки до 35 млн или 40 млн, потому что она устарела», — сказала она «Ридусу».
Дефицита нефти в ведущих странах картеля тоже не предвидится, поскольку они имеют доказанные запасы, и не останавливаются на их разведке. Поэтому нет никаких предпосылок к тому, что государства ОПЕК могут понизить суточную добычу на 20%.
Не прогноз, а предположение
Расчеты МВФ — это не прогноз, а лишь размышление о возможном развитии событий, напоминает аналитик. Фонд просто предположил, что при определенных условиях нефть может достигнуть цены в $75 за баррель, но не значит, что именно так все и будет.
«Долгосрочные прогнозы, в большинстве своем, никогда не сбываются. Крайне редко кто-то делает прогноз на 5–10 и более лет и попадает в десятку. Это единичные случаи. Как правило, эти прогнозы пересматриваются в год по несколько раз», — отмечает Анна Кокорева.
За четыре года цена на нефть может и сама по себе установится на заявленном МВФ уровне и даже превысить его, без каких-либо «плясок с бубном» со стороны участников рынка. Рынок восстановится даже гораздо раньше, полагает аналитик. Однако в следующем году и, может быть, в 2018 году стоимость «черного золота» будет в среднем низкая, пока в целом не уйдет с глобально рынка та нестабильность и конфликтная обстановка, которая наблюдается сегодня.
«За это время может произойти что-то такое, чего мы не можем даже предвидеть. Например, завтра случится какой-нибудь очередной военный конфликт на Ближнем Востоке, и послезавтра нефть будет стоить $150 за баррель», — отмечает Анна Кокорева.
А будет ли ОПЕК?
Наконец, не исключено, что к 2020 году перестанет существовать и сам ОПЕК. Уже сегодня многие эксперты полагают, что картель изжил себя как организация, имеющая реальный вес на рынке и способная диктовать ему свои условия. Формально оставаясь в рамках данного объединения, фактически его участники действуют каждый сам по себе и преследуют сугубо собственные интересы.
Это особенно заметно на противостоянии Саудовской Аравии, которую многие называют главным зачинщиком глобального нефтяного демпинга, и Венесуэлой, которая от этого демпинга больше всех пострадала. Противоречия внутри картеля нарастают, и вполне могут привести к выходу некоторых участников или даже к полному распаду организации.