Если страны, поддерживающие достижение углеродной нейтральности к 2050 году, не откажутся от своих планов, то спрос на нефть в мире может упасть катастрофически, считает Минфин России.
Министерство финансов спрогнозировало возможное падение цен на нефть в катастрофических масштабах, если декарбонизация, то есть снижение выбросов углекислого газа, в странах мира приобретет законодательный статус.
Об этом говорится в основных направлениях бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2022 год и плановый период 2023-2024 годов.
Отмечается, что в среднесрочной перспективе ожидается постепенное возвращение цен на нефть в диапазон 55-60 долларов за баррель, но долгосрочные перспективы становятся все более негативными. Если намерения ряда стран по достижению углеродной нейтральности через 30 лет обретут законодательный статус, и этому примеру последует другие страны, то спрос на нефть снизится катастрофически.
Отмечается, что ключевой драйвер спроса на нефть – транспортный сектор, в настоящее время претерпевает стремительные изменения.
Экологические требования, связанные с уменьшением вредных выбросов от автотранспорта, в конце прошлого десятилетия трансформировались в планы по запрету использования двигателей в крупных странах. Одновременно и автопроизводители, убедившись в серьезности энергоперехода, объявили о планах по отказу от производства обычных автомобилей.
Рост парка, говорится в документе, прекратится к 2030 г., после чего он начнет сокращаться одновременно с резким ростом парка электромобилей (последние станут конкурентоспособными по цене из-за снижения стоимости аккумуляторов).
Прогнозируется, что цены на нефть упадут до 35 долларов за баррель в 2030 г. и будут медленно снижаться до 25 долларов за баррель в 2050 году (сейчас нефть стоит около 78 долларов за баррель – прим. ред.).
С другой стороны, крупные международные инвестфонды начинают рассматривать климатические риски как инвестиционные. Таким образом, они отказываются от финансирования добычных проектов в отдельных секторах и планируют сокращать инвестиции в ископаемое топливо в принципе. В Минфине уверены, что такая тенденция способна привести к резкому сокращению новых проектов в геологоразведке.