В районах Новосибирской области сохраняется дефицит угля для населения. В Омской области столкнулись с нехваткой топлива на котельных.
В сельских районах Новосибирской области сохраняется дефицит угля. Об этом Тайге.инфо сообщили жители Здвинского и Барабинского районов 3 декабря.
Очередь на угольный склад в Здвинске занимают с 07:00. Цена за тонну топлива достигла 4 тыс. 580 рублей. «Все боятся, что после Нового года, цены еще повысятся», — рассказал один из собеседников редакции.
В Куйбышевском районе также сохраняется дефицит топлива. Местные жители рассказали газете «Трудовая жизнь», что замерзают из-за нехватки угля. «Жительница Марина Михайлова отмечает, что на отопление небольшого дома (27 кв. метров), в котором проживает семья, требуется на зиму два куба дров и две тонны угля. А если топить только дровами, то дров понадобится кубов шесть», — пишет издание.
«Мы подали официальный запрос в Новосибирскую топливную корпорацию, однако ответ пока не получен», — заявили в администрации Куйбышевского района.
Все гортопы и райтопы в Новосибирской области учреждены «Новосибирской топливной корпорацией», которая входит в перечень системообразующих компаний региона. Именно через нее проходят основные поставки твердого топлива.
В самой «Новосибирской топливной корпорации» Тайге.инфо ранее заявили, что на «складах всегда есть уголь для продажи населению». «Иногда могут отсутствовать отдельные сорта угля (операторы вагонного парка неритмично предоставляют подвижной состав), однако фактов отказа в реализации населению, ввиду отсутствия угля, не имеется», — говорится в ответе на запрос редакции.
При этом в октябре-ноябре 2021 года «НТК» увеличила поставки угля населению на 14,1% по сравнению с аналогичным периодом 2020-го. «До конца 2021 года „НТК“ планирует продать населению еще 44,5 тыс. тонн угля. По состоянию на 22 ноября 2021 объем запасов угля на складах составляет 53,5 тыс. тонн. Для решения вопроса обеспечения населения углем дополнительно до конца года планируется закупить у поставщиков 120 тыс. тонн угля», — добавили в компании.
В то же время «НТК» — не единственная организация, продающая уголь населению в Новосибирской области. По данным компании, в 2021 году другие поставщики «существенно снизили объем продаж, что вызвало ажиотажный спрос в четвертом квартале». Среди них известны ООО «Барабинский райтоп» (не входит в «НТК») и АО «Алтай-СУЭК». Первая фирма принадлежит ООО «УК „Дорожные технологии Сибири“» (среди ее учредителей значится Евгений Сергеевич Титков, который, по сведениям редакции, приходится сыном депутату заксобрания из «Единой России» Сергею Титкову). Вторая структура — это барнаульская «дочка» «Сибирской угольной энергетической компании» олигарха Владимира Мельниченко.
Омская область
С дефицитом твердого топлива также столкнулись жители Кузбасса, добывающего 60% российского угля, и Алтайского края, рассказывала Тайга.инфо. В конце ноября к ним добавилась Омская область.
Прокурор Муромцевского района Омской области подал иск к МУП «Телосеть-1» о том, что на складе есть только 22,6% от нормативного запаса угля. Райсуд возложил на муниципальное предприятие обязанность «создать и обеспечить нормативно-эксплуатационный запас твердого топлива», сообщили в пресс-службе.
«Теплосеть-1» обслуживает 22 котельные, которые отапливают многоквартирные жилые дома и соцобъекты в в 14 поселениях района. По словам директора муниципальной компании Романа Бурша, причиной нехватки угля стал резкий рост цен — с 3 тыс. до более 5 тыс. рублей за тонну.
«Получается, что директора районных МУПов (муниципальных унитарных предприятий) виновны в повышении мировых цен, перераспределении поставок с внутреннего рынка страны на внешний и абсолютное отсутствие рычагов воздействия со стороны государства на собственников угольных разрезов и вагонного парка», — цитирует Бурша ТАСС.
В министерстве энергетики Омской области заявили, что 11 муниципальных районов проинформировали о возможных рисках поддержания нормативного запаса угля в отопительный период. Поставщики заявляют о невозможности выполнения контрактов из-за резкого роста цен на топливо.
Поставщики из Кузбасса могли увеличить продажи за границу, в том числе в Китай, на фоне поручения президента России, рассказывали Тайге.инфо собеседники в угольной отрасли. На этом фоне возникли проблемы с наличием подвижного состава. По словам источника среди новосибирских дорожников, еще летом 2021 года наблюдался дефицит щебня для работ, а в качестве причины называли нехватку железнодорожных составов — их могли перебросить на поставки угля в Китай.
Власти Алтайского края официально заявили, что кузбасский уголь подорожал в среднем на 60%. Кроме того, на 50–60% подорожала стоимость доставки топлива железнодорожным транспортом. По данным министерства ЖКХ региона, дефицит угля на рынке образовался и из-за того, что большая часть отправляется на экспорт.