В октябре Китай существенно сократил импорт большинства видов сырьевых товаров, включая нефть, уголь, медь и железную руду, свидетельствуют данные Главного таможенного управления КНР. При этом поставки черного золота снизились примерно на 16% - до 28,79 млн тонн, или около 6,81 млн баррелей в сутки (минимум с января), а природного газа – на 33% (до 382 млн тонн).
Снижение китайского спроса на энергоресурсы выглядит тревожным сигналом для России вообще и для Газпрома, в частности. Это в очередной раз ставит под сомнение судьбу его важного имиджевого проекта – газопровода «Сила Сибири». Впрочем, истинная опасность для будущего разрекламированной трубы кроется вовсе не в этом, полагает ведущий эксперт Союза нефтегазопромышленников России Рустам Танкаев.
В Китае, как и в других странах, существуют определенные сезонные колебания потребления, и нынешнее сокращение импорта находится как раз в этих пределах, пояснил эксперт «Ридусу». Да, на фоне кризисных явлений в экономике Поднебесная несколько снизила темпы роста импорта, и в 2016 году он будет меньше, чем в прошлом, но все равно будет. И в целом КНР продолжает увеличивать энергопотребление на душу населения, при этом стоит задача кардинально изменить его структуру.
© kremlin.ru
Можно возразить, что инвестиции в Китай довольно рискованны в свете знаменитой восточной тонкости и непредсказуемости. И трудно предсказать, насколько действительно взаимовыгодным окажется такое партнерство, не будет ли это игрой в одни – китайские – ворота. Рустам Танкаев считает, что такие опасения, конечно, небезосновательны, но сильно преувеличены.
«В условиях, когда Китай будет испытывать жесткий дефицит газа на ближайшие сто лет, не думаю, что с китайцами будет сложно договориться. Они, конечно, жесткие переговорщики, но тоже понимают, что главным источником газа на мировом рынке является Россия. Деваться им некуда. Думаю, что китайцы будут достаточно сговорчивы», - предполагает он.