» » А ты купи слона: россияне реагируют на кризис необъяснимыми покупками

А ты купи слона: россияне реагируют на кризис необъяснимыми покупками

Автор: admin 423  
А ты купи слона: россияне реагируют на кризис необъяснимыми покупками

Даже в ситуации дефицита личного бюджета россиянам свойственные стихийные, незапланированные расходы, свидетельствуют результаты всероссийского опроса, проведенного Аналитическим центром НАФИ. 61% респондентов признались в том, что продолжают с той или иной частотой совершать необдуманные траты. Правда, большинство опрошенных (41%) делают это редко, время от времени — 18%, постоянно — всего 2%. Еще 39% заявили, что им подобное поведение не свойственно.
Кроме того, 63% россиян тратят деньги на то, что не является для них необходимым, даже если знают, что не могут себе этого позволить. Постоянно так поступают 2% опрошенных, время от времени — 18%, и редко — 43% участников опроса. Никогда не совершают таких неоправданных расходов 37% россиян.
«Международные исследования показывают, что в кризисные времена число спонтанных покупок увеличивается — люди бессознательно доказывают себе и окружающим независимость от обстоятельств, утверждаются в собственной финансовой стабильности, чтобы сохранить внутренний „психологический“ баланс», — комментирует результаты исследования генеральный директор Аналитического центра НАФИ Гузелия Имаева.
А ты купи слона: россияне реагируют на кризис необъяснимыми покупками
А ты купи слона: россияне реагируют на кризис необъяснимыми покупками
© Demjanchuk Alexander/Actionpress/TASS
Предмет первой необходимости — это тоже достаточно сложная и изменчивая вещь. Не исключено, что еще год-два назад для кого-то, допустим, покупка еженедельного журнала с программой телепередач за 40 рублей была именно таким предметом, а сейчас уже нет, потому что программу можно купить и за 20 рублей, а можно вообще посмотреть в интернете.
По данным Аналитического центра НАФИ, чаще всего спонтанные покупки совершаются молодыми людьми 18–24 лет (75% против 65% в группе 25 -59 лет), а реже всего — пенсионерами (40%). Одновременно результаты исследования опровергают расхожее представление о том, что женщинам спонтанность свойственна больше, чем мужчинам. Представители обоих полов в одинаковой мере склонны к таким расходам (59% мужчин и 62% женщин). «Это склонность человеческого характера — поддаваться на импульсы и им следовать. Просто у мужчин и женщин немножко различается эта корзина. Если у женщин это чаще сладкое, то у мужчин это чаще пиво, чипсы и что-то из так называемого джентльменского набора», — говорит Игорь Березин.
По мнению Гузелии Имаевой, в условиях стремительного развития потребительских рынков и активной рекламы товаров и услуг человеку приходится сталкиваться с огромным количеством «триггеров», которые стимулируют к эмоциональным покупкам. И проблема заключается в том, что зачастую это происходит в ущерб неотложным расходам, а также возможным сбережениям.
Игорь Березин, в свою очередь, замечает: исследования, которыми располагают социологи, говорят о том, что реклама не влияет на частоту совершения импульсивных покупок. «Реклама привлекает внимание к конкретной марке. А импульсивность поведения определена целым рядом социальных факторов, факторов социальной среды и общения. И, как мы видим из этих данных, она не зависит от пола человека, но зависит от возраста. С возрастом люди научаются меньше поддаваться на импульсы», — рассуждает он.
Склонность к спонтанным тратам также сильно зависит от самоорганизации. Люди дисциплинированные, которые ценят контроль, в том числе, над собственными поступками, в большой степени склоны противодействовать этим возникающим импульсам «хочу-хочу».

  
Social comments Cackle

Новости партнеров