НПФ просят дать им доступ к базам данных ЗАГС, чтобы не платить умершим пенсионерам. Число таких случаев растет на фоне кризиса. © Даша Ожерельева/Коллаж/Ridus
Специализирующиеся на негосударственном пенсионном обеспечении (НПО) фонды столкнулись с проблемой роста выплат умершим клиентам. Закрывать такие счета и информировать НПФ о смерти получателя близкие и родственники зачастую не спешат, а госорганы делать это не обязаны, пишет «Коммерсант».
Кто виноват «Проблема эта существовала всегда, когда еще и не было никаких НПФ. Связано это было с плохим обменом данными между ЗАГС и социальными фондами», - рассказал «Ридусу» экономист Андрей Гудков. По его словам, несколько лет назад была принята поправка, согласно которой отделения ЗАГС обязаны извещать НПФ, ПФР и Фонд социального страхования о случаях смерти. Почему до независимых пенсионных фондов эта информация по-прежнему не доходит, сказать сложно.
Возможно, истоки зла кроются в том, что сроки предоставления подобных сведений законодательно не оформлены. И вполне можно предположить, что есть сотрудники, которые намеренно придерживают данные и производят выплаты на умершее лицо, присваивая эти денежные средства.
Другой причиной могут быть противоправные действия третьих лиц, в том числе работников самого фонда или, например, соседей. «У меня тетушка была инвалидом и не ходила, пенсию получала ее соседка. И продолжала ее получать несколько месяцев после смерти тетушки», - говорит эксперт.
Наконец, самый очевидный вариант – родственники. В особенности, если выплаты переводятся на карточку. С какой стати им добровольно идти в пенсионный фонд и докладывать, что их близкий умер? Тем более что к пенсионным накоплениям большинство людей относятся как к частной собственности. Между тем, завещать всю накопленную сумму можно только в том случае, если она еще не тронута. Если же была произведена хотя бы одна выплата, все, что останется на счету, переходит в распоряжение НПФ. Многим это кажется несправедливым. По словам Гудкова, ситуация, действительно, получается нерыночная.
И снова кризис Возникает вопрос: если проблема существовала всегда, почему именно сейчас случился рост таких явлений. Ответ очевиден. «Выгляните в окошко, и увидите: мало того, что погода плохая, еще и кризис на дворе. Произошло существенное снижение реальной покупательной способности семей, и 40% из них в опросах заявляют, что денег еле-еле хватает на питание. Поэтому возможность получить несколько лишних тысяч, несмотря на то, что это может привести к неприятностям, представляется им интересной и привлекательной», - поясняет экономист.
Впрочем, и угрозы-то невелики. «В случае переплаты фонд должен компенсировать потери за свой счет, работа по взысканию в указанном случае практически бесперспективна», - посетовал один из участников рынка.
По словам Гудкова, в целом, ничего удивительного в этой ситуации нет: нормальные трудности роста и развития. И потери фондов, по его мнению, не такие уж колоссальные, поскольку выплаты НПФ действующим пенсионерам в среднем очень невелики – порядка 2 тысяч рублей в месяц.
Минимизировать потери По данным издания, в отличие от ОПС, где массовые выплаты начнутся с 2021 года (сейчас из 29 миллионов застрахованных выплаты получают немногим более 385 тысяч человек), в НПО получателем пенсий де-факто является каждый третий клиент (5,2 миллиона формируют пенсию, более 1,5 миллионов — получают). Точных данных о том, как часто фонды перечисляют выплаты умершим клиентам, в НПФ не раскрывают, но в среднем такие переплаты составляют не более 0,5% от общего объема выплат клиентам НПО. То есть, в год это может составлять 7-8 тысяч случаев. Заметно снизить их количество помогло бы открытие для НПФ доступа к базам данных ЗАГС, уверены участники рынка. Предлагается также законодательно обязать ПФР делится информацией с НПФ и разрешить им приостановку пенсионных выплат в случае получения сведений о недействительности паспорта клиента (для этого можно использовать сервис на сайте МВД, при условии его доработки и минимизации ошибок).