Такси — пожалуй, единственный сервис, где цены постоянно снижаются, и в перспективе эта услуга станет полностью бесплатной. Но не надо забывать поговорку про бесплатный сыр. © Оксана Викторова/Коллаж/Ridus
Два крупных игрока российского рынка такси — RuTaxi (владелец брендов «Везет» и «Лидер») и Fasten (бренды «Такси Сатурн» и RedTaxi) — объединились, сообщило в среду [/url][url=http://www.rbc.ru/technology_and_media/03/05/2017/5908a5de9a7947f642b572a3?from=main]РБК.
Объединение позволит новому игроку войти в мировой Топ-5 по количеству заказов в сутки — до 1,5 миллиона. Опережают российский конгломерат сервисы Didi (Китай), Uber (США), Ola (Индия) и GrabTaxi (Сингапур). Слияние на рынке услуг извоза — общемировая тенденция, вызванная яростной конкуренцией как между компаниями, так и между организованными перевозчиками и «дикарями», объяснил «Ридусу» представитель Общественного совета по развитию такси Олег Бекетов.
«Такси — это уникальный случай бизнеса, потому что в нем люди работают с практически нулевой рентабельностью, и более того, они готовы работать вообще себе в убыток, чтобы убрать с рынка своих конкурентов. Пассажирские перевозки, пожалуй, самый высококонкурентный рынок в мире. Тенденция здесь такова, что крупные компании идут к тому, чтобы сделать перевозки полностью бесплатными в перспективе двух-трех лет», — говорит он. Однако «коммунизм на колесах» в любом случае не продлится долго, предупреждает эксперт. Задача этого массового глобального демпинга — сделать так, чтобы все частники, не аффилированные с крупными компаниями и поэтому не могущие себе позволить возить клиентов за спасибо, ушли с рынка, оставив на нем по одному национальному монополисту, — это в лучшем случае. «А если этот процесс экстраполировать дальше, то можно ожидать появления в обозримом будущем глобального монополиста, в которые сейчас откровенно метит Uber. И вот тогда, оставшись без конкурентов, монополист взвинтит цены до таких высот, что никому мало не покажется», — предостерегает Бекетов. Если сейчас доход арендатора такси складывается из выручки минус отчисления агрегатору и минус амортизация расходных материалов, то компания-монополист переведет своих сотрудников на фиксированную зарплату плюс комиссионные. Для самих таксистов в этом будет плюс, так как они получат финансовую стабильность, не зависящую от ежедневно меняющейся конъюнктуры рынка. Но для клиентов хорошего в этом будет мало — потому что если сейчас таксист готов из кожи вон лезть, лишь бы угодить пассажиру, то монопольно-социалистическая модель приведет к тому, к чему приводит любой социализм: безразличию поставщика услуг к интересам потребителя. Кто помнит «ненавязчивый сервис» советских таксопарков, понимает, о чем речь.