» » О строительстве мечети в Батуми и не только

О строительстве мечети в Батуми и не только

Автор: admin 272  
О строительстве мечети в Батуми и не только

Конечно, опосредованно, но история эта началась в 1564 году (с завоевания Аджарии турками). А события, которые привели к точке невозврата, или возврата, в том числе, и к написанию предлагаемой вашему вниманию статьи - в 2011-ом….

…Итак, за подписью нескольких известных в Батуми антиправительственных активистов было опубликовано открытое письмо, которое содержало призыв провести «акцию чести» на месте захоронения солдат генерала Мазниашвили, месте, где по требованию Турции и с согласия Михаила Саакашвили предполагалось восстановить мечеть «Азизие», разрушенную коммунистами в 1937 году. Письмо предлагало следующее решение вопроса:

За счет городского бюджета вместе с мечетью воссоздать разрушенный примерно на той же территории красивейший храм Александра Невского; построить оба храма в другой части города, но поблизости друг от друга, чтобы восстановленные на грузинские деньги и стоящие рядом культовые сооружения превратились бы в символ примирения и почтения нашему общему Господу. А не стали бы камнем преткновения из-за политической подоплеки.

В таком случае, права обеих общин были бы сохранены, а деньги на строительство - свои, что исключило бы и разного рода спекуляции, ну и победила бы, по большому счету, общегрузинская идея. Я исходил тогда из того, что «настоящая мать должна уступить дитя» - ведь слишком много у моей страны недоброжелателей, ожидающих, как стервятники, очередной ошибки грузинских властей. Как правило, эти ошибки допускаются неосознанно - в Грузии действуют без расчета, ситуативно, моделирование процессов здесь не в почете. Поэтому, с такой легкостью в тот или иной период выходят на авансцену всякого рода авантюристы, демагоги и разного рода проходимцы.

Преследуя сиюминутные политические цели, они не задумываются о последствиях ни сказанных ими слов, ни совершенных поступков – каждый волен делать и говорить, что взбредет в голову, не оглядываясь на истерзанную гражданской войной 90-х психику, игнорируя опыт братоубийственной войны с абхазами и осетинами. Действует, конечно же, феодальная логика, ведь несмотря на то, что грузины один из древнейших народов, как государственное образование, в современном понимании этого слова, они далеки от совершенной модели. Ориентирами здесь служат архетипы времен царицы Тамары и царя Давида, а культ тамады пронизывает все институциональные сферы деятельности (особенно социальную и экономическую), доводя их порою до абсурда.

К примеру, в начале 90-х мы перекрывали железную дорогу у себя в стране и объявляли блокаду Российской империи, собирались жить на экспорте чая и «боржома», слышались призывы отвоевать Трабзон у Турции, собирались строить «общекавказский дом» с чеченцами за счет территорий России - в общем, на похожей волне началась и история с мечетью.

Как это часто случается в Грузии, инициативу с этой акцией взял в руки человек, не имевший элементарных навыков управления и до недавнего времени – пока его не изгнали и оттуда - руководивший партией в регионе совсем иной направленности (более того, после победы «Мечты» в 2012-ом центральные власти доверили ему еще и руководство регионом, перегибы и последствия управления которого, вынуждены расхлебывать уже другие, впрочем, являющиеся непосредственными правопреемниками этого авантюриста). Мурман Думбадзе, имея ресурс, и учуяв отличную возможность попиариться, и смыть с себя прошлое, встал у руля этой акции, отодвинув инициаторов на задний план путем подмены требований – идею загубил, но как видите, сделал головокружительную карьеру, впрочем, ненадолго.

Не вечны князи — вечна грязь. / Хайям

Среди первоначальных инициаторов были такие знаковые для города фигуры как политолог Аслан Лорткипанидзе, лидер лейбористской партии Давид Робакидзе и политзаключенный Гоча Мухашаврия (я тогда ограничился только генерацией идеи). Так вот, оказавшись в иных руках, акция родила и принципиально иное, ограничившись требованием не строить маленькую мечеть Азизие вообще, а в толпе, уже никто не хотел слышать голоса авторов «акции чести». Зато слышались ксенофобские заявления, но чтоб не теребить старые раны, я, пожалуй, обойду эту тему стороной.

Прошли годы, во власти уже другие люди, но нравы.., те же. Теперь речь уже идет не о реконструкции той маленькой мечети, а о строительстве большой в пределах города за счет турецкого капитала. Происходит следующее:

Батумская мэрия отказывается выдавать разрешение на строительство! В общем, как выясняется из опубликованных мэрией документов, 8 февраля 2017 года организация «Фонд строительства новой мечети» обратилась в мэрию Батуми с просьбой построить здание мечети на приобретенных фондом земельных участках общей площадью 2450 квадратных метров по адресу улица генерала Абашидзе 49/3 и 49/2. Просьба была рассмотрена комиссией мэрии по застройке и использованию населенных территорий. Комиссия сочла, что указанный земельный участок не подходит для строительства здания культового назначения, так как находится в районе плотной жилой застройки. Оправдание подобному в том, что мэрия Батуми якобы разделяет точку зрения комиссии, согласно которой земельный участок под застройку входит в «жилую зону 6» и отказывает в строительстве здания мечети, отмечается в приказе мэра Батуми от 5 мая 2017 года. Итак, какие процессы этому предшествовали, вы уже частично знаете, что же стоит за этим формализмом ниже:

Люди не хотят слышать правду, потому что боятся, что их иллюзии могут быть разрушены / Ницше

Наши власти в принятии решения весьма похожи на персон с т.н. заниженной социальной ответственностью, как мы знаем в этом бизнесе существуют свои понятия, стереотипы и манеры поведения. Мы годы принимаем эти правила игры – продаем лучшие городские земли за символические цены соседям, строим казино и бордели вместо школ и университетов, ликвидируем рекреационные зоны дабы впихнуть еще один бордель. Батуми, к примеру, некогда существовавший как город-университет, город-порт, город-производитель, в конце концов, как культурный центр черноморского побережья в масштабах СССР, превратился в этакий китч, проходной двор с правилами проживания как в коммуналке, но гордо именуемый властями туристическим центром, где продаётся все, где не лекторы, учителя, граждане, моряки или яркие личности, а ростовщики, маклера и проститутки определяют политику и дух некогда славного города. Целенаправленно, шаг за шагом уничтожается и культурная память города, общие места памяти, то основное, что давало коренным батумцам возможность распознавать друг друга. И в помине нет т.н. точек роста, а ведь, плюсом к природным красотам, город был  многофункциональным, имел производственно-торговый и научно-образовательный ресурс союзных масштабов, что обеспечивало и высокое качество жизни населения, в противовес нынешнему положению, когда гостеприимные батумцы превратились в сервисперсонал, услужливо предлагающий квартиры на сдачу, теней - рыщущих в поиске сезонных заработков!.. И все потому что нет стратегии, нет ориентира, а если нет ориентира, нет и строителей, остаются лишь потребители, сезонные граждане и туристы. Что им нужно – хорошо поесть, переспать и нагуляться – остальные, жизненно важные функции, нужные Батуми для движения как городу в нужном направлении – парализованы, картинка же, которую как вы уже поняли вы видите на телеэкранах, кардинально отличается от реальной жизни.

Батуми - знаковый город, со дня основания сильные мира сего рассматривали его в геополитическом контексте, ну а если кто-либо рассказывал о нем, то с подтекстом, никто и никогда до конца не договаривал, не взламывал культурные ниши, так как городские раны сызнова начинали кровоточить, порождая новые страхи, вынуждали корректировать позицию в соответствии с конъюнктурой или волей конкретного заказчика. И я здесь, также недоговариваю.

И правда такова, при минимуме народной легитимации, с мэрами нам вообще не везло. Были наркоманы, воры, пьяницы, дебоширы и просто клоуны - в общем, никчемные натуры - единственным критерием назначения на должность коих, за последние 20 лет, было их беспрекословное подчинение!.. Сегодняшний мэр, увы, не исключение, скорее наихудший из всего этого списка. Чтобы понять насколько Ермаков непопулярен, достаточно одного факта: в 2012 году рейтинг Иванишвили бил все рекорды, а он, представляя партию «Мечта», набрал приблизительно 20 процентов от общих сорока. Батумцы попросту проигнорировали кандидата, чей бэкграунд вызывал очень большие вопросы. Да и кланы в самой «мечте» в буквальном смысле поедают друг друга. Его же патрон уже давно не во власти... Но мэр - должность выборная, приходиться отсиживаться до конца. Решив уйти красиво под этаким вот предлогом, он возможно сможет хоть как то, но поднять свой рейтинг за счет видящих эту проблему в одном измерении граждан города (христианской части). То, что это заведомо неправильно, что мечеть конечно же построят, что может вновь вспыхнуть конфликт, как это уже случилось у нас несколько месяцев назад (см. «По ком звонит колокол в Батуми», здесь http://www.iarex.ru/articles/53742.html), ему не интересно. Впрочем, как и жизненно важные вопросы иного характера. Уверен в большем, как только произойдет смена городской власти, его накажут, если не за коррупцию, так - за безответственное отношение к работе.

"Это не народ?! - Это хуже народа: это лучшие люди города!" / "Убить дракона".

Впрочем, как и всякий другой город Батуми, прежде всего, продукт своего времени и в отрыве от мейнстрима его не рассмотреть. Так почти повсеместно — надежда на пассионариев, хотя и здесь свой цикл, а время между тем поджимает.

У рек известно есть свои истоки… / Хайям

После «отказа», конечно-же, незамедлительно последовала реакция мусульманского населения, кое увеличилось за последние годы в десятки раза. Мусульмане пригрозили акциями. На фоне недавнего референдума в Турции, заверений нашего премьера о «вековой дружбе» турков и грузин, мессиджа Эрдогана «о Батуми, как части Турции», это решение батумской мэрии конечно же более, чем способное нарушить мирный ритм батумской жизни и перевести его в русло конфронтации, по сравнению с которыми недавние беспорядки потрясшие город покажутся детским утренником. Неужели мэр не догадывался? Но решение сыграть на публику, заведомо зная результат, конечно же, характеризует его как человека, весьма далекого от талантов управления в таких условиях, и с такими разными субкультурными слоями, каковы имеются в Батуми и вокруг него.

Слава Богу, это поняли и более ответственно подошли наверху – незамедлительно последовал звонок к инициатору строительства мечети Тариэлу Накаидзе от председателя Правительства Аджарии Зураба Патаридзе с обещанием урегулировать в ближайшем будущем все проблемы. Акции протеста на границе, с уже далеко не лайцистской Турцией не состоялись – может даже, к неудовольствию южного соседа. Чтобы понять, чем это могло закончиться, не надо быть гением структурного анализа. Можно здесь же, в открытую, смоделировать ближайшее страшное будущее Аджарии. Хотя можно ограничиться и примером из такой знаковой игры как «Civilization» – многие из нас увлекались этой концептуальной Сида Мейера и «строили империи» - посему и результат-метафора будет понятен большинству. Залог успеха миссии был в выборе «правильного алгоритма». Иначе, падали города под влиянием чуждой культуры, собственные армии разоряли земли, самопроизвольно менялись формы правления, почуявшие же слабость союзники оборачивались против. В итоге, незадачливого игрока ожидало разделение взращенного им государства между иными, более удачливыми странами-игроками. Виртуальный мир вступал в новую фазу своего развития, но уже без проигравшей стороны.

За экраном монитора воссоздать мир и начать игру с самого начала - не проблема. Иное дело - реальность, где расплата за непоследовательность выбора и неудачный алгоритм крайне высока. Так что мы зря возмущаемся строительством этой мечети – это не более чем итоги распродажи опрысканных русской и грузинской кровью земель туркам, итог плевка в колодец из которого пили 200 лет. Все это побочный эффект некогда сделанного нами шага, а именно, изгнания России из Аджарии, (подробней смотрите в статье «Аджария сквозь призму опыта и перспектив «большой игры», здесь http://www.iarex.ru/articles/53247.html). Вы спросите под конец, какова же моя личная позиция – хорошо это или плохо, отвечу стоя «по ту сторону»: Дальше будет больше мечетей, медресе, жителей Аджарии воюющих на стороне Исламского государства, если конечно-же не поменяется алгоритм. Это похоже на конец жизни живущей одним днем бабочки, летящей в восторге на испепеляющий свет под одобрительные крики зевак... вроде есть уже и понимание, но власти Грузии к смене алгоритма явно пока не готовы, а завтра может быть поздно. Что же касается конкретного строительства, отвечу в духе «Книги Притч Соломона» о матерях делящих дитя, «настоящая мать должна уступить». Поэтому, конечно, надо строить и закрыть эту тему как можно безболезненнее.

«Всё на свете, — заканчивает свою притчу певец, — принадлежать должно тому, от кого больше толку… / Бертольтд Брехт, «Кавказский меловой круг»

  
Social comments Cackle

Новости партнеров