КНР убивает сразу двух зайцев: укрепляет позиции в Южно-Китайском море и развивает технологии получения дополнительной энергии. Но до эффективной промышленной добычи газогидратов еще очень далеко. © Оксана Викторова/Коллаж/Ridus
Китай заявил, что совершил «исторический прорыв», который может изменить ситуацию на мировом энергетическом рынке. Речь идет о разработке месторождения газовых гидратов на дне Южно-Китайского моря, которая началась 10 мая, и с тех пор бесперебойно продолжается.
Впереди планеты всей
В официальном релизе Геологической службы Министерства земельных и природных ресурсов КНР особо подчеркивается, что этот эксперимент стал первым успешным примером промышленной морской добычи газогидратов и был достигнут с опорой исключительно на собственные силы, сообщает РБК.
За восемь дней с месторождения, расположенного на глубине свыше 1200 метров от поверхности моря и еще около 200 метров от поверхности дна, было получено более 120 тыс. кубометров газа с содержанием метана до 99,5%. В других странах попытки наладить бесперебойную добычу газогидратов со дна моря по разным причинам не привели к успеху, напомнило Центральное телевидение Китая. В частности, серьезно занимается этой проблемой соседняя Япония. Для ее решения там даже был создан специальный исследовательский консорциум MH21.
В феврале 2012 года Японская национальная корпорация по нефти, газу и металлам (JOGMEC) провела пробное бурение скважин в Тихом океане, а в марте 2013 года первой в мире приступила к тестовому извлечению метана из газогидратов в открытом море. Полномасштабное освоение месторождения планируется начать в 2018 году после разработки пригодной для промышленного использования технологии добычи
© pixabay.com
Долгий путь
По некоторым оценкам, мировые запасы газовых гидратов на порядок превышают запасы «обычного» природного газа. Они действительно обнаружены во многих местах мирового океана и достаточно велики, подтверждает Танкаев. Более того, в отличие от исчерпаемых ресурсов, газогидраты образуются постоянно в огромных масштабах. Дело в том, что в толще воды в мировом океане живут бактерии, которые производят метан. Соединяясь с водой, он создает кластеры, которые при определенных условиях становятся твердым веществом (внешне похожим на снег или рыхлый лед) и опускаются на дно.
Но если эти газовые гидраты поднять на поверхность, они немедленно расщепляются обратно на газ и воду. Газ улетает в атмосферу, а вода возвращается в мировой океан. И нужно либо создавать условия, препятствующие газификации (для этого нужны высокие давления, порядка сотен атмосфер), либо сжижать эти образующееся объемы метана.
Соответствующие технологии есть, но они требуют больших затрат энергии. В результате пока что себестоимость добычи газовых гидратов со дна мирового океана превышает прибыль.
Безусловно, в конечном итоге будет разработана технология, которая позволит использовать газовые гидраты для поставок газа населению и промышленности, в первую очередь, таких стран, как Япония, Южная Корея и Китай, которые особенно сильно в этом заинтересованы. Но на это уйдут, скорее всего, десятилетия.
По словам Танкаева, до решения проблемы эффективной технологии добычи газовых гидратов еще очень и очень далеко. А то, что добывают сейчас на своей платформе китайцы – пилотный проект, который полностью направлен не на промышленное освоение газовых гидратов, а на разработку технологии их добычи.
«Не нужно думать, что китайцы что-то открыли, во-первых, и что они изменят мировой энергетический рынок за счет этого открытия, во-вторых», - заключает эксперт.