Прошедший саммит БРИКС знаменует превращение организации в полноценный экономический союз. На днях завершился саммит глав стран БРИКС – Бразилии, России, Индии, Китая и Южно-Африканской Республики, который проходил на бразильской территории. По итогам встречи было принято два важных решения, которые, наконец, подводят черту под полуаморфным объединением, формируя из БРИКС полноценный экономический союз. Речь идет о создании Банка развития и Резервного фонда. Обе структуры в течение нескольких лет аккумулируют по 100 млрд. долларов каждая. Основным донором и финансовым стабилизатором нового объединения будет вторая экономика мира – Китай, который в обмен на свои деньги рассчитывает получить доступ к российским технологиям и углеводородам, индийским высококвалифицированным специалистам, бразильским и южно-африканским природным ресурсам. Банк развития создается для формирования инвестиционного фонда и облегчения процесса вложений в современные проекты на территории стран БРИКС. Резервный фонд призван стабилизировать экономики стран-членов в случае высоких рисков для национальных валют и бюджетных систем. Страны БРИКС сделали выводы как из мирового финансово-экономического кризиса, так и из американо-европейской политики сдерживания растущих экономик в виде политизированных санкций. Вполне оправданно то, что "новые тигры" мировой экономики не хотят играть по старым правилам. Тем более, что США теперь не гегемон в мировой финансовой системе. Быстрый рост Китая при сохранении экономического и политического своеобразия этой страны вместе с политическими запросами России на более активную, чем в 1990-е и даже 2000-е роль в мировой экономике и политике создают основу не только для торговых, но и политических и даже военных союзов (хотя БРИКС и не рассматривается своими лидерами в качестве такового), нацеленных на противодействие волюнтаристской политике Брюсселя и Вашингтона. Важно отметить, что финансово-экономическая основа БРИКС как полноценной международной организации создается не за счет доллара США, а за счет валют стран-членов, что демонстрирует постепенный отход от гегемонии "зеленой банкноты" в мировом масштабе и приверженность к созданию региональных резервных валют. К слову, этого Россия упорно пытается достичь на протяжении последних 10 лет. Таким образом, создаются механизмы финансовой стабилизации и развития без помощи МВФ и Всемирного банка, которые завоевали монополию на соответствующие операции после установления Бреттон-Вудской мировой финансовой системы в 1944 году и особенно – после развала соцлагеря, что закрепило положение доллара в качестве мировой валюты. Фактически в Бразилии произошла тихая финансовая революция против долларовой гегемонии Соединенных Штатов. В мировом масштабе этой означает, что тенденция к глобализации по-американски оказалась не всесильна и постепенно заменяется на регионализацию экономик и политических систем. Оформление БРИКС в дееспособную финансово-экономическую структуру, объединяющую страны с почти 3-миллиардным населением и 18% ВВП планеты, наряду с активной деятельностью других международных региональных экономических союзов типа ШОС, ЕС, АСЕАН, МЕРКОСУР, предваряет серьезный пересмотр правил игры на мировой арене. США и Европа в известной степени стимулировали Россию на такие шаги, ужесточая режим санкций в отношении Москвы. Ограничения на иностранные инвестиции и сотрудничество с российскими компаниями, накладываемые Брюсселем и Вашингтоном, дают серьезный негативный сигнал западному бизнесу. Россия вынуждена адекватно реагировать и защищать свою экономику. Стоит ожидать активизации не только БРИКС, но и других региональных российских проектов – таких как ШОС и Таможенный союз, что окончательно похоронит надежды мировой элиты на то, чтобы полностью инкорпорировать Россию "в себя". Проводя политику изоляции Москвы по надуманным причинам, несмотря на значительные уступки в рамках переговоров по судьбе Украины, Запад склоняет Москву к сотрудничеству с Китаем и быстроразвивающимися странами Азии, Африки и Латинской Америки. Москва имеет огромный потенциал для того, чтобы стать одним из лидеров нарождающегося многополярного в экономическом, финансовом и политическом плане мира, потому что может дать "новым тиграм" свой научно-технический и кадровый потенциал в обмен на инвестиции. Такой союз может привести Россию к новой индустриализации и замене западного инвестиционного бума нулевых на восточный или точнее американо-азиатский. Причем, Запад, логически понимая, что политика санкций ведет в тупик и лишит его многих политических и экономических возможностей в России, является заложником идеологической доктрины сдерживания РФ и трактовки украинского кризиса по версии Госдепартамента США, который видит в гражданской конфликте на Украине исключительно руку Москвы. США могут сколько угодно понуждать ЕС и даже Китай ввести санкции в отношении России. Но Вашингтон никогда не был тесно связан с Москвой торгово-экономическими узами, в отличие от ее непосредственных западных (европейцы) и восточных (китайцы) соседей. Поэтому рано или поздно у ЕС должно наступить отрезвление и он откажется от американской трактовки происходящих на Украине событий. Попытки пересмотра своих подходов все чаще предпринимают отдельные европейские политики – от стран Восточной Европы до Австрии, Италии и даже Германии, которые понимают, что новый режим в Киеве непрочен и идеологически противоречит доктрине западной демократии из-за своих связей с ультранационалистами. Однако, когда такое понимание наступит, процесс региональной интеграции зайдет настолько далеко, что остановить его будет уже невозможно.