Инфляция может ускориться в третьем квартале этого года. Виновата в этом будет холодная весенняя погода, которая может привести к неурожаю овощей и фруктов. Впрочем, если в дальнейшем не случится чего-то экстраординарного, то ЦБ, скорее всего, удастся удержать к концу года инфляцию вблизи целевого уровня в 4%. Помешать регулятору добиться своей цели может резкое ослабление рубля, считают эксперты.
Банк России не исключает повышения темпов продовольственной инфляции в третьем квартале 2017 года в связи с холодными весной и началом лета. Об этом говорится в бюллетене регулятора «О чем говорят тренды».
«Холодная весенняя погода может привести к снижению урожая овощей и фруктов, что повлечет за собой ускорение сезонно очищенных темпов роста цен в третьем квартале 2017 года», — уточняется в материалах ЦБ.
Как пояснил регулятор, именно ускорение роста цен на плодоовощную продукцию и некоторые виды услуг стали факторами роста потребительских цен в апреле на 0,35%. По данным Росстата, в мае инфляция составила 0,4%, за пять месяцев — 1,7% (за аналогичный период 2016 года 2,9%), май текущего года к маю прошлого года — 4,1% (это фактически равно целевому уровню ЦБ в 4%).
При этом завоеванный контроль над инфляцией, которую наконец удалось побороть, стал в последнее время предметом особой гордости для чиновников. Как заявил недавно в интервью «Газете.Ru» глава «Роснано» Анатолий Чубайс, снижение инфляции до 4% — «это достижение лично Эльвиры Набиуллиной (глава Центробанка. — «Газета.Ru») и, естественно, Антона Силуанова (глава Минфина. — «Газета.Ru») исторического масштаба. Это самое точное слово — именно исторического масштаба».
Действительно, Банк России под руководством Эльвиры Набиуллиной, несмотря на критику, последовательно проводил жесткую денежно-кредитную политику, ставя своей целью достижение 4% роста цен по итогам 2017 года.
«Погода, безусловно, сказывается на перспективах урожая в этом году. Соответственно, если урожая будет меньше, чем в прошлом году, то и плодоовощной продукции также будет меньше. Значит, выше будет приток импорта в нашу страну и выше цены», — отмечает главный экономист БКС Владимир Тихомиров. По словам эксперта, в прошлом году был хороший урожай, и на этом фоне наблюдалось сезонное снижение цен на овощи и фрукты. В этом году это будет не так заметно и, естественно, это отразится на общем уровне инфляции.
Прежде всего, цены вырастут на овощи, фрукты и крупы, отмечает Тихомиров. При этом вряд ли будет наблюдаться рост цен на зерно. «Если с урожаем зерна будет ситуация чуть хуже, то максимум, что может случиться, это снизятся объемы экспорта», — считает Тихомиров.
С ним соглашается и заместитель директора «Центра развития» Высшей школы экономики (ВШЭ) Валерий Миронов.
«Обычно в августе при хорошем урожае бывает дефляция, а если будет плохой урожай, то нас ожидает рост цен в то время, когда они обычно стабильны, — в июле и августе.
В итоге инфляция может быть выше прогноза, но ее размер будет зависеть от того, как скажется погода на урожае», — отмечает он. Так, в 2016 году из-за сезонного фактора в июле инфляция составила 0,5%, в августе она оказалась нулевой, а в сентябре — 0,2%. При этом, например, в несезон инфляция обычно выше. Так, в январе прошлого года цены выросли на 1%, в феврале — на 0,6%, в марте — на 0,5%.
По мнению Валерия Миронова, рост цен именно из-за плохой погоды в этом году может быть в «пределах нескольких десятых процента». Такую же оценку приводят и другие эксперты.
Впрочем, поскольку неурожай приведет к росту импорта, а курс рубля нестабилен, то на ежедневных расходах россиян погода может сказаться весьма ощутимо. «При падении курса рубля влияние неурожая будет сильнее», — констатирует Миронов.
Особых причин для волнения нет, поскольку у нас не засуха, отмечает он. Однако подорожать может все то, что плохо хранится, — это помидоры, картофель, огурцы, говорит Миронов. На яблоках и грушах проливные дожди не сказываются, поэтому и ожидать роста цен на них не стоит, отмечает эксперт.
Главный экономист Евразийского банка развития Ярослав Лисоволик считает, что все же инфляция в этом году будет ниже 4%, несмотря ни на какую погоду.
«Ориентир ЦБ в 4% будет выполнен. Фактор неурожая может сыграть свою роль, но не будет определяющим», — считает эксперт.
Однако это произойдет, только если не ослабнет рубль.
Если российская валюта начнет падать, то это даст дополнительный инфляционный импульс, который поставит под сомнение выполнение плана ЦБ, отмечает Лисоволик.
По оценке, данной ранее «Центром развития» ВШЭ, эффект от укрепления рубля, оказываемый на инфляцию, должен был составить не менее 0,5 п.п. в первом квартале 2017 года. За декабрь — март 2017 года рубль подорожал на 12%.