России пророчат новые рекорды по экспорту зерновых – правда, в следующем, 2017/2018-м, сельхозгоду. Но даже если это произойдет, это еще не значит, что отечественные сельхозпроизводители рекордно разбогатеют. Сразу несколько обстоятельств мешают России хорошо зарабатывать на зерне даже при отличных урожаях.
Россия может направить на экспорт в новом сельхозгоду (2017/2018) рекордные 40 млн тонн зерна, в том числе 29,2 млн тонн пшеницы, а также 5,8 млн тонн кукурузы и 3,5 млн тонн ячменя, считает исполнительный директор центра «Совэкон» Андрей Сизов, передает RNS. Для сравнения: в этом сезоне 2016/2017 экспорт зерновых эксперты центра оценивают на уровне 37,1 млн тонн, и это оптимистичный прогноз. В Институте конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР) ожидают в новом сезоне экспорт пшеницы на уровне 28 млн тонн против 27,2 млн тонн в этом.
Высокие объемы экспорта в новом сезоне ожидаются на фоне очередного высокого урожая, а также рекордных переходящих запасов, объясняет Сизов.
Согласно прогнозу Минсельхоза, в сезоне 2017/2018 Россия соберет 100–105 млн тонн зерновых. Еще недавно ожидалось, что валовый сбор в новом сезоне будет на 5–10 млн тонн больше. Но из-за прохладной погоды в мае задержался сев в некоторых регионах, в ряде районов посевы затопило, где-то побило градом. А в Сибири и на Урале погода, наоборот, была жаркой и засушливой.
И все же серьезного воздействия на посевы плохая погода не оказала. Плюс в этом году урожай озимых был увеличен на 1,3 млн га. Поэтому отраслевые эксперты в целом согласны с оценками Минсельхоза по урожаю в новом сезоне. Кроме того, к началу нового сезона в российских элеваторах остается много запасов, что тоже говорит в пользу роста экспорта.
Лидерство по пшенице в прошлом
Однако даже рекордных показателей экспорта пшеницы окажется недостаточно, чтобы Россия удержала лидерство на мировом рынке зерна, полученное в прошлом году.
В текущем сельхозгоду первыми (согласно расчетам американского Минсельхоза) станут США, которые экспортируют 28,3 млн тонн. Российский экспорт, судя по всему, будет около 27 млн тонн.
В следующем сезоне, прогнозирует минсельхоз США, экспорт пшеницы из США снизится до 27 млн тонн, но вырастут поставки из стран ЕС до 31 млн тонн (в этом – 27 млн тонн). Это значит, что даже 29,2 млн тонн пшеницы – а это лучший прогноз на сезон 2017/2018 – не помогут России вновь заполучить мировое лидерство.
Однако потеря рейтинговых позиций не так уж и важна, считает президент Российского зернового союза Аркадий Злочевский. «Если мы на последнем месте, но зарабатываем хорошие деньги – меня это устраивает. Если на первом месте, но имеем одни убытки, то кому это нужно?» – говорит Злочевский.
«Экономика экспортных поставок не сахарная»
А вот с экономикой у сельхозпроизводителей дела действительно идут не очень хорошо. «Экономика экспортных поставок не сахарная. Мировые цены на зерновые остаются на низком уровне и продолжают снижаться. И на фоне крепкого рубля и удерживающихся внутренних цен особой выгоды от экспорта не просматривается», – констатирует президент Российского зернового союза. «Весь экспорт делается на возврате НДС, с чем сейчас проблемы. Налоговикам надо доказать всю цепочку, по которой был уплачен НДС, тогда налог возвращается экспортеру в добровольном порядке. В противном случае – только через суд, а это полгода как минимум. Налоговики все жестче и жестче стали закручивать гайки», – добавляет Злочевский.
Красноречиво об ухудшении экономики экспорта зерновых говорят цены. Еще три года назад тонна пшеницы в черноморских портах торговалась по 320 долларов, в следующем сезоне – по 250 долларов, в прошлом сезоне – уже меньше 200 долларов, а в этом пшеница торгуется в районе 160–180 долларов за тонну. Падение цен объясняется большим урожаем на мировом рынке.
«А у нас в этом сезоне еще и сократились рынки сбыта. Многие страны, которые потребляют наше зерно, собирают собственные более высокие урожаи. Спрос на пшеницу сократился на 3 млн тонн. Еще на старте сезона говорили, что у нас ресурсов на 5 млн тонн больше, чем в прошлом сезоне, а с учетом сокращения рынка надо локтями подвинуть конкуренцию, расчищать поляну для 8 млн тонн. Реально ли это? Вот сезон показал, что это нереально», – заключает Злочевский.
Наконец, если угрозу с поставками в Турцию удалось купировать, то могут появиться новые. В частности, появились риски полной остановки продаж российского зерна в Египет, отмечают в «Совэконе». А ведь это крупнейший в мире покупатель российского зерна (18%).
Такие печальные перспективы обещает решение одного из египетских судов, рассматривающих иск о возврате к политике полного отсутствия спорыньи в импортных партиях пшеницы против принятого в мире стандарта 0,05%, который действует сейчас и в арабской республике. Иск подали сотрудники карантинной инспекции Египта, но не от имени ведомства, а от имени его сотрудников как граждан страны, передает Thomson Reuters. Решение суда ожидается 13 июня, и хотя технически такое требование (о полном отсутствии спорыньи) невыполнимо, удовлетворение иска ставит под угрозу выполнение действующих контрактов России с египетским государственным импортером GASC.