Огромная машина глубоко под землей вскрывает огромные каменные пласты. Жутко, в то же время красиво и все это похоже на фантастическое кино. Это настоящая угольная шахта, где ставят новые рекорды
В прошлом году в России добыто 385 миллионов тонн угля. При этом крупнейшей угольной компанией страны СУЭК добыто 105 миллионов тонн, 37 из которых приходятся на Кузбасский филиал. Каждая десятая тонна угля в России добыта на предприятиях СУЭК-Кузбасс, большая часть добычи (30 миллионов тонн) приходится на подземные шахты.
В прошлом году произошло техническое объединение расположенных в Прокопьевском районе Кемеровской области шахт «Котинская» и имени В. Д. Ялевского. Оба предприятия находятся в Прокопьевском районе. Шахта имени В. Д. Ялевского — одно из самых современных предприятий подземной добычи угля в России, здесь работает самое мощное и современное оборудование и практически каждый месяц устанавливают новые рекорды
Промышленные запасы — более 380 млн тонн Марка угля — ДГ, средняя калорийность — 5 937 ккал. Основные покупатели угля — европейские и азиатские страны. Проектная мощность шахты — до 9 млн тонн угля в год.
На шахте работает 1420 человек. Прежде чем спуститься под землю каждый горняк проходит предсменное обучение на специальном терминале, отвечая на тестовые вопросы, здесь же проходят тест на наличие алкоголя.
После прохождения этих процедур рабочий получает снаряжение в виде самоспасателя и головного светильника.
Герой Кузбасса, бригадир Евгений Косьмин перед спуском в шахту. В прошлом году его коллектив, который раньше возглавлял первый герой труда России Владимир Мельник, установил сразу несколько российских рекордов:
Август 2016 года — 1 050 452 тонны — всероссийский рекорд месячной добычи угля из одного очистного забоя
Ноябрь 2016 — 4 810 000 угля — всероссийский рекорд годовой добычи угля из одного очистного забоя
5 100 000 тонн — всероссийский рекорд годовой добычи угля шахтой-лавой
В этом году коллектив решил не останавливаться и в мае установил очередной рекорд: 1 407 000 тонн угля добычи за месяц из одного очистного забоя. Таким образом бригада улучшила свой собственный рекорд на 357 тысяч тонн, больше угля в Росии пока что никто не добывает, и что-то подсказывает, что следующий рекорды поставят на этой же шахте.
Доставка людей, материалов и оборудования с поверхности производится с помощью монорельсовых локомотивов.
На глубине нескольких сотен метров удивительно светло и работает Wi-Fi, ради безопасности. Электричеством шахту обеспечивает такая огромная установка. Вообще, если подробно разбираться как тут все устроено, то можно понять, что это по-настоящему космические технологии. Увеличение длины забойной части лавы позволят увеличить количество угля, получаемого с одного рабочего цикла (стружки). При этом, чтобы отрезать одинаковое количество угля по сравнению с 300-метровыми лавами, в 400-метровой лаве нужно сделать меньше концевых операций. Все это позволяет значительно повысить производительность забоя.
В состав лавы входит самый мощный шахтный комбайн Eickhoff SL 900 — первый и единственный представитель такого класса техники в России. Год назад комбайн только пришел в Кузбасс и на поверхности выглядел так
В работе эта машина выглядит так.
Комбайн оборудован четырьмя видеокамерами, датчиками метана, вибрации и положения комбайна, системой передачи данных для визуализации технологического процесса, а также системой автоматики, позволяющей запоминать маршрут и самостоятельно отрабатывать лаву с заданной скоростью движения и направлением. Управляется комбайн с пульта дистанционного управления, а шахтеры все время находятся рядом и контролируют процесс.
Мощности комбайна позволяют добывать до четырех тысяч тонн угля в час. Скорость движения по лаве может достигать 40 метров в минуту.
Небольшое видео с работой комбайна в лаве. Новые технологии позволяют минимизировать присутствие человека в забое. Основная работа человека в шахте — контролировать машину и оперативно устранять любые неполадки
В среднем за день в этой лаве добывают 40–50 тысяч тонн, но бывает и больше, например, 57 тысяч тонн угля. Чтобы понять масштабы, представьте один загруженный углем вагон, наверняка их видел любой. В таком вагоне 70 тонн угля, то есть чтобы перевезти дневную добычу только с одной угольной лавы нужно 700 вагонов. Всего в оснащение лавы № 5003 компанией СУЭК инвестировано 1,3 миллиарда рублей.
На каске каждого горняка находится головной светильник. По сути это настоящий смартфон, внутри него датчики контроля метана, системы определения местоположения шахтера под землей с точностью до метра и динамик, по которому диспетчер может передать шахтеру любое сообщение. Именно для этих целей по всей шахте установлены Wi-Fi точки.
Прямо под землей есть пункт контроля, где есть все данные о работе и возможность управления при необходимости. Также все данные о работе шахты и о каждом человеке под землей в онлайн режиме выводятся на большие экраны в диспетчерские пункты в административном здании шахты, в главном офисе СУЭК-Кузбасс в Ленинск-Кузнецком и в офисе СУЭК в Москве.
Выход на поверхность.
Диспетчерский пункт на поверхности, все детали о каждом рабочем и о каждом механизме внутри шахты здесь.
Диспетчерский пункт в главном офисе СУЭК-Кузбасс в городе Ленинск-Кузнецкий, здесь информация о каждом рабочем и каждом механизме на каждой из семи шахт и двух разрезов на территории Кузбасса. Главный диспетчерский пункт находится в Москве, там эта же информация собирается со всех предприятий СУЭК со всей России.
Вот так работает современная угольная шахта, без шахтеров с киркой в руках, но с Wi-Fi на каске.