Эксперты ведомства перечислили главные недостатки существующей системы государственных закупок. © pixabay.com
Более 94% государственных закупок в России осуществляется на неконкурентной основе. К такому выводу пришли сотрудники Министерства финансов, проанализировав применение федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» в первом полугодии 2017 года.
«Только 5,8% закупок осуществляется путем проведения торгов в соответствии с гражданским законодательством», — отмечается в докладе Минфина.
31,6% закупок производится у единственного поставщика, еще 62,7% — с применением «иных способов». На сегодняшний день заказчики используют почти 4,8 тысячи способов определения поставщика, которые зачастую сводятся к неконкурентным закупкам, подчеркивают авторы доклада.
ошибками, которые заказчики допускают при заполнении ежемесячных отчетов. Например, меняют местами позиции «количество» и «сумма», по-разному указывают стоимость (кто в рублях, кто в тысячах рублей; не конвертируют иностранную валюту) и так далее. «В этой связи, общая сумма фактически заключенных заказчиками договоров в I полугодии 2017 г. может быть существенно скорректирована в сторону уменьшения. Вышеуказанные обстоятельства свидетельствуют о том, что информация, содержащаяся в ежемесячной отчетности о договорах, не является в полной мере достоверной», — констатировали в Минфине.
Ещё одной заметной проблемой стала неразбериха с электронными площадками для проведения торгов. В Единую информационную систему (ЕИС) в сфере закупок интегрирована 181 электронная торговая площадка, при этом более половины закупок производятся на трех из них. На 12 площадках было проведено только по одной закупке, еще 42 площадки вовсе остаются нетронутыми.
В итоге потенциальные участники закупок должны проходить аккредитацию на огромном количестве площадок. Это влечет дополнительные финансовые и временные затраты, а также создает благоприятные условия для недобросовестных заказчиков, резюмировали авторы исследования. Для решения проблемы они предлагают ограничить количество операторов электронных площадок и установить для них единые требования.