Что нужно России, чтобы ее экспорт состоял не только из нефти, газа и металлов, но и готовой промышленной продукции? © Александр Улановский / Коллаж / Ridus
Наличие больших запасов природных ресурсов часто называется одной из причин, почему в нашей стране не удаются попытки диверсификации структуры экономики. И сегодня, несмотря на опыт индустриализации в советское время и даже в царской России, страна катастрофически отстает от многих других в области экспорта промышленной продукции. Это касается не только таких крупных игроков, как Китай и США, но даже стран Восточной Европы. Например, если в структуре китайского экспорта, по данным Всемирного банка, в 2015 году на промышленную продукцию приходилось 94,3%, то у Российской Федерации — всего 20,5%. Если брать в абсолютных цифрах, то, например, Польша в 2015 году экспортировала промышленной продукции на сумму 156 миллиардов долларов, а Россия — на 70 миллиардов долларов. При том что экономика Польши в 3 раза меньше российской.
Многие считают, что отставание уже не наверстать и России надо делать акцент на каких-то фантастических прорывных технологиях либо искать крошечные ниши, в которые мы еще сможем встроиться. Это глобальное заблуждение. Конечно, стремиться освоить новую прорывную технологию и занять свою долю перспективного рынка критически важно. Точно так же, как надо искать узкие ниши, в которых мы конкурентоспособнее других. Но это все точечные моменты, которые, к сожалению, не могут сыграть значительной роли в диверсификации экономики в обозримом будущем. А значит, мы можем и должны конкурировать и в производстве более массовых и привычных вещей.
© WorldSkills.ru
С внедрением успешных практик в области производительности труда ситуация обстоит хуже. Мы периодически получаем запросы от своих коллег — промышленников из других секторов экономики —о возможности проведения экскурсий на наших предприятиях с целью обмена опытом и изучения специфики бережливого производства. Мы оказываем помощь по мере возможности, но это капля в море. Далеко не у всех российских предпринимателей есть возможность учиться в Японии. Они должны иметь возможность получать необходимые знания и навыки в нашей стране, и стремление к такому саморазвитию должно быть мотивировано.
Переворот в сознании
В целом сегодня мы видим постепенный переворот в сознании как бизнесменов, так и чиновников. Но необходимость смены вектора развития нашей экономики должна быть отражена в изменении подходов к экономической политике. Основой развития нашей страны должны стать успешные, современные, частные высокопроизводительные предприятия, но они должны быть поддержаны действиями государства.
Рост производительности и внутреннего производства позволит обеспечить нашей экономике нужную стабильность и перейти уже от проблем импортозамещения к наращиванию несырьевого экспорта, а значит, и укреплению позиций нашей страны за рубежом. Автор — предприниматель, входящий в топ-200 богатейших бизнесменов России Forbes, президент корпорации «ТехноНИКОЛЬ», специально для «Ридуса».