Несколько недель назад Совет Попечителей Фонда Социального Страхования послал официальное письмо в адрес Сената и Палаты Представителей США, и в этом письме содержалось предупреждение: у Фонда Социального Страхования заканчиваются деньги.
С учетом того, что десятки миллионов американцев зависят от государственной пенсионной программы, которая окажется их единственным источником дохода после выхода на пенсию, вы могли бы подумать, что такая новость попала на главные страницы крупнейших новостных изданий… И каждая газета в стране перепечатала эту новость, поскольку основная обязанность журналистов заключается в информировании публики о событиях, которые напрямую касаются каждого...
Но этого не случилось. Эта история получила совсем небольшое освещение.
Удивительно, как мало внимания привлекла проблема, которая имеет все шансы разрешиться в результате самого большого финансового кризиса в истории США. И это не гипербола – все цифры очень понятны. Американское правительство само посчитало, что долгосрочный дефицит Фонда Социального Страхования равен $46 трлн.
Другими словами, для того, чтобы произвести обещанные фондом выплаты, ему понадобится бэйл-аут размером в $46 трлн. Эта сумма более, чем вдвое превышает размер национального долга, и она почти в три раза больше размера всей американской экономики. Более того, такой бэйл-аут, будь он проведен, оказался бы в 60 раз больше бэйл-аута, полученного банковской системой в 2008 году.
То есть речь идет о довольно серьезной проблеме. Но более важен тот момент, что, хотя Совет Попечителей Фонда Социального Страхования признает нехватку денег, его прогнозы остаются неоправданно оптимистичными.
Для того, чтобы построить свои долгосрочные финансовые модели, администраторам фонда приходится делать некоторые предположения касательно будущего. Каковы будут процентные ставки в будущем? Каков будет темп прироста населения? Как высока (или низка) окажется инфляция? Эти переменные вносят значительный вклад в формирование итоговых прогнозных показателей финансового состояния Фонда Социального Страхования.
Так, например, фонд предполагает, что рост производительности труда в США будет в среднем равен от 1,7% до 2% в год. И это очень важное допущение: чем выше рост производительности труда, тем быстрее будет расти вся экономика. И это означает, что фонд получит больше налоговых поступлений в результате роста доходов населения.
Но фактический рост производительности труда в США в настоящее время намного ниже указанных цифр. В последние 10 лет рост производительности труда был на 25% ниже этих прогнозных показателей. А в 2016 году рост производительности труда был отрицательным.
А вот еще: Фонд Социального Страхования надеется на то, что коэффициент рождаемости в США будет равен 2,2 ребенка на каждую женщину. Это важно, поскольку, чем выше рост численности населения, тем большее количество людей пополнят ряды рабочей силы, которые затем будут платить отчисления в систему Социального Страхования.
Но в настоящее время коэффициент рождаемости почти на 20% ниже, чем прогнозные значения.
И конечно же, самая важная прогнозная величина – это процентные ставки. 100% инвестиционного дохода Фонда Социального Страхования реализуются в результате его владения облигациями правительства США. Таким образом, если процентные ставки высоки, то фонд зарабатывает больше денег. Если процентные ставки низки, то и заработки фонда не велики.
Где теперь находятся процентные ставки?
На очень низких уровнях. Фактически, процентные ставки находятся вблизи самых низких уровней, когда-либо зафиксированных за всю историю страны.
Фонд Социального Страхования надеется, что “реальные” процентные ставки (т.е. скорректированные на инфляцию) будут как минимум равны 3,2%. Это означает, что фонду необходимы ставки, которые будут на 3,2% выше инфляции.
И тут в своих прогнозах фонд зарвался окончательно… потому что в настоящее время реальные процентные ставки в США вообще-то отрицательные. Двенадцатимесячные правительственные бонды в настоящий момент несут доходность 1,2% годовых. Тем не менее официальная инфляция равна 1,7% годовых.
Другими словами, указанная процентная ставка ниже инфляции, то есть “реальная” процентная ставка равна минус 0,5% годовых. А Фонд Социального Страхования закладывается на +3,2%. Таким образом, их допущения абсолютно оторваны от реальности.
И такое происходит не только с Фондом Социального Страхования. Согласно отчету Центра Пенсионных Исследований при Бостонском Колледже, американские пенсионные фонды на уровне штатов и городов также недофинансированы в среднем на 67,9%. Кроме того, большая часть пенсионных фондов должна иметь годовую доходность своих активов между 7,5% и 8% годовых, чтобы оставаться на плаву.
Однако в 2015 году средняя доходность активов пенсионных фондов составила 3,2%. А в прошлом году – жалкие 0,6%.
Это национальная проблема. У Фонда Социального Страхования заканчиваются деньги. У пенсионных фондов на уровне штатов и городов заканчиваются деньги. И это при том, что их допущения неоправданно оптимистичны.
Таким образом, проблема еще серьезней, чем это признано официально. Естественно, каждый в настоящее время думает лишь о том, начнется или не начнется Третья Мировая война в Гуаме. Но в долгосрочной перспективе эти дефициты пенсионной системы приведут к поистине грандиозному финансовому и социальному кризису.