Выведенный из эксплуатации атомный ледокол «Советский Союз» будет утилизирован в связи с отсутствием условий для его возвращения в строй. Раньше его хотели использовать как плавучий командный пункт Вооруженных сил России.
Российский атомный ледокол «Советский Союз» будет утилизирован. О подписании соответствующего приказа рассказал гендиректор Росатомфлота Вячеслав Рукша, сообщает РИА «Новости».
Он пояснил, что с 2014 года планировалось восстановление ледокола под шельфовые проекты. Но затем западные страны ввели санкции против России в ответ на присоединение Крыма.
В результате совместный проект «Роснефти» и американской ExxonMobil по освоению шельфа Карского моря был свернут и «Советский союз» остался «без работы», пояснил Рукша. В 2017 году глава «Роснефти» Игорь Сечин заявлял, что к проекту в Карском море могут вернуться в 2019 году.
Судно долгое время стояло у причала из-за снижения объемов работ в Арктике и требовало проведения серьезных восстановительных работ.
Рукша также назвал неверными предположения, что на «Советском Союзе» можно было организовать командный пункт арктической группировки Минобороны. По его словам, «ледокол избыточен по мощности», а значит такое применение нецелесообразно.
«Советский Союз» — четвертый атомный ледокол типа «Арктика». Он был спущен на воду в 1986 году. Был принят в строй в 1989 году и эксплуатировался до 2010 года. Снижение объемов работ в Арктике в свое время привело к тому, что «Советский Союз» остался без загрузки, был выведен из эксплуатации и стоял у причала.
Особенность этого атомохода в том, что он был спроектирован так, чтобы за короткое время его можно было дооборудовать в боевой крейсер.
Длина судна составляет 148 м, ширина — 30 м, водоизмещение — 23 тыс. т. Установленные на судне реакторы способны выдавать мощность 75 тыс. л.с., разгоняя «Советский Союз» до скорости 20,6 узла (на чистой воде). «Советской Союз» мог продолжать автономное плавание на протяжении семи с половиной месяцев.
В марте 2002 года во время стоянки ледокола у причала в Мурманске впервые в практике его энергетическая установка была использована для электроснабжения береговых объектов. При этом мощность установки достигала 50 МВт. Эксперимент прошел успешно, но был признан нерентабельным.
Сейчас в составе российского атомного ледокольного флота два двухреакторных судна типа «Арктика» («Ямал» и «50 лет Победы»), однореакторные «Таймыр» и «Вайгач», а также лихтеровоз-контейнеровоз «Севморпуть».