660 тысяч россиян не смогут расплатиться с долгами в течение следующих трех месяцев, что поставит на них пожизненое клеймо банкротов. Как говорится, лучше уж сын - ефрейтор... © Оксана Викторова/Коллаж/Ridus
Почти восьми миллионам заемщиков в России грозит банкротство, заявило в понедельник Объединенное кредитное бюро. К ним отнесли заемщиков с долгом более 500 тысяч рублей хотя бы по одному кредиту, платежи по которому не вносились 90 и более дней.
На конец первого полугодия 2017 года под это определение попадали порядка 660 тысяч россиян, это около 1,4% от общего числа заемщиков с открытыми счетами. Еще более 7 миллионов заемщиков находятся на грани попадания в эту категорию.
Причем у почти пятой части потенциальных банкротов имеются три невыплаченных кредита.
Без паники
Увеличение количества потенциальных банкротов — физических лиц — не должно вызывать тревогу, успокаивает Иван Рыков, соавтор закона об упрощенном банкротстве граждан.
«Это раньше, когда процедура банкротства была законодательно неурегулирована, объявление себя банкротом ставило на человека клеймо на всю жизнь, и он не мог более рассчитывать получить новый кредит хотя бы на покупку кофемолки. Сейчас же этот процесс введен в цивилизованное русло, и если процедура банкротства проведена грамотно, то человек через определенный срок может снова просить кредит у банка», — сказал Рыков «Ридусу». Конечно, провести такую процедуру грамотно в состоянии только профессиональные юристы, специализирующиеся на банкротствах физических лиц. Услуги их стоят сами по себе недешево, поэтому иногда, чтобы подать заявление о банкротстве, несостоятельному должнику может понадобиться взять еще один кредит — на оплату услуг юриста. Шутка. «Чтобы суд удовлетворил ваше заявление о признании себя банкротом, придется собрать огромное количество бумаг — ведь банк-кредитор приложит все усилия, чтобы не опустить должника восвояси. Но сейчас даже банки перестали воспринимать эти случаи как какую-то трагедию. Главное, чтобы суд удостоверился в том, что данное банкротство — не преднамеренное, что само по себе является преступлением», — говорит эксперт. Все подозрительные сделки, совершенные потенциальным банкротом за последние три года, могут быть оспорены кредитором. А подозрительными в таких ситуациях считаются практически все сделки, особенно если они безвозмездные или по цене ниже рыночной (то есть если должник продал свой автомобиль по цене самоката). Но в практике, такие суды тянутся не дольше шести месяцев, иногда немного дольше.
Из банкрота - в президенты
В развитых странах процедура банкротства в чем-то сродни гриппу: неприятно, опасно, но как правило, при своевременном лечении, не грозит серьезными последствиями, подчеркивает Рыков.
«Возьмите хотя бы Дональда Трампа. Он объявлял себя банкротом не один раз. И ничего — через какое-то время его бизнес снова был в полном порядке. И многократный банкрот стал президентом США, несмотря на, мягко говоря, не самую безупречную кредитную историю», — говорит он. В общем, российским потенциальным банкротам можно утешиться примером Трампа: сегодня ты не можешь рассчитаться с долгом за кофемолку, а завтра, гляди, станешь президентом. Тем более, что шанс попробовать предоставляется в ближайшие месяцы. В 2017 году суды таким образом могут списать около 1 триллиона рублей безнадежных долгов граждан перед банками. В России примерно 38 миллионов человек выплачивают кредиты банкам. Вот сколько у нас потенциальных кандидатов в президенты.