В начале октября генерального секретаря ОПЕК Мохаммеда Баркиндо, казалось, не беспокоил рост американского экспорта сырой нефти на основной рынок ОПЕК – в Азию. Глава картеля тогда заявил, что, по его мнению, поставки ОПЕК в этот регион продолжат расширяться в ближайшие годы, увеличившись к 2040 году с нынешних 14,5 млн баррелей в сутки до 22 млн баррелей в день.
Однако, на самом деле, угроза азиатскому экспорту картеля со стороны сланцевиков США становится все более серьезной, поскольку ОПЕК и страны-нерезиденты почти наверняка продлят действие венской сделки до конца 2018 года. Между тем, цены на нефть все растут, и американские нефтяники, не ограниченные никакими соглашениями, будут добывать все больше и больше, нацеливая острие своего экспорта на азиатские нефтеперерабатывающие заводы.
В начале октября зарубежные поставки нефти из США достигли рекордно высокого уровня в 1,98 млн баррелей в день. Этой динамике способствует увеличение спреда между Brent и WTI, делающее американскую нефть более привлекательной по цене.
Большинство аналитиков уверены, что американский нефтяной экспорт продолжит расти, в результате чего сланцевики могут серьезно потеснить ближневосточных производителей на их традиционных рынках. Это особенно верно для лидера картеля, Саудовской Аравии, которая в августе объявила, что ограничит свой экспорт на уровне 6,6 млн баррелей в день, несмотря на то, что, согласно комментариям самих же саудовских чиновников, в Азии растет спрос на легкую нефть.
Американское же сырье – как раз легкий сорт, в результате чего она станет равноценной заменой саудовским поставкам. И высока вероятность того, что к 2022 году нефть из США может занять до 5% мирового экспортного рынка. Это, примерно, 4 млн баррелей в сутки, отмечается в материале ресурса Oil Price.
Более того, появилась информация, что крупнейший нефтепереработчик Китая, Sinopec, изучает возможность строительства собственного нефтепровода от области Permian к побережью Мексиканского залива. И там Sinopec хочет построить терминал, способный загружать супертанкеры класса VLCC вместимостью до 2 млн баррелей.
Так что ОПЕК действительно стоит начинать беспокоиться из-за американского сланца. Как считают аналитики, картель должен уже сейчас начинать работать над конкурентоспособностью своей нефти, если он хочет сохранить долю азиатского рынка.