Минторг США взялся за стальную катанку. Чтоб спасти своих производителей от «дешевой» проволоки из России, ОАЭ и Белоруссии американские власти намерены ввести высокие антидемпинговые пошлины. Окончательное решение по этому вопросу должна принять специальная комиссия 5 января. Если она согласится с доводами минторга, то для некоторых российских поставщиков пошлины составят более 756%.
Соединенные Штаты продолжают политику заградительных мер и пошлин, которая набрала мощные обороты после прихода к власти Дональда Трампа. На этот раз внимание американского минторга привлекла стальная катанка — проволока из углеводородистой стали диаметром 5-10 мм.
Ведомство выступило с заявлением, что производители катанки из Объединенных Арабских Эмиратов, Белоруссии и России серьезно демпингуют на рынке США и тем самым создают неконкурентные условия для местных предприятий.
В минторге утверждают, что в ходе проведенного исследования выяснили, что компании-экспортеры из этих стран продавали в США катанку в диапазоне от 84,10% до 756,93% ниже ее реальной стоимости.
«В США еще с 90-х годов существует мощное «стальное» лобби, которое тратит много времени и денег, чтобы убедить конгресс и общественное мнение страны в том, что их собственное металлургическое производство испытывает острый кризис из-за наплыва дешевой импортной продукции. Так было и с горячекатанным стальным прокатом, и сейчас продолжается с холоднокатанным», — комментирует Дмитрий Жарский, директор экспертной группы VETA.
Для защиты своих производителей в американском ведомстве предлагают, чтобы Служба таможенной и пограничной охраны США ввела дополнительные пошлины на этот вид товара для указанных стран.
Так, по версии министерства, размер антидемпинговой пошлины для производителей катанки из ОАЭ составит 84,1%, для импорта из Белоруссии — 280,02%, для российских производителей предлагается установить планку от 436,8% до 756,93%.
Особо подчеркивается, что отдельно для Абинского электрометаллургического завода и Новолипецкого металлургического комбината пошлина будет установлена на уровне в 756,93%. Для остальных российских производителей ставка составит 436,8%. В материалах отмечается, что при определении размера ставки американское ведомство основывалось на собственных данных, так как поставщики катанки не предоставили запрашиваемую информацию.
«У США есть существенная фора в назначении пошлин, некое моральное позволение, которое позволит провести закон быстрее: против России и российских предприятий уже введен целый пакет экономических санкций», — предполагает Жарский.
В прошлом можно было бы обсуждать просто штраф или квотирование продукции, но сейчас разговор сразу идет о заградительных пошлинах — это значит, что торговая война уже перешла в острую фазу.
Окончательное решение по этому вопросу должна принять комиссия США по международной торговле: она должна установить, действительно ли действиями указанных производителей был нанесен вред американской экономике или есть опасность причинения такого вреда.
Свое решение комиссия, как ожидается, может принять 5 января. В таком случае требования по уплате пошлин вступят в силу с 12 января.
США «привержены свободной, честной и взаимовыгодной торговле с этими странами, в данном случае решение было принято исключительно на основании полной и справедливой оценки фактов», — приводит пресс-служба слова главы минпрома США Уилбура Росса.
По подсчетам самих американских властей, в 2016 году из России катанки было поставлено на $32,3 млн, из Белоруссии — на $10,4 млн, из ОАЭ — на $7 млн.
«НЛМК не принимал участия в данном расследовании, поскольку рынок США не является значимым для поставок катанки с предприятий Группы, — отметили «Газете.Ru» в пресс-службе НЛМК. — Пошлины не окажут влияние на продажи компании».
Что касается российских производителей катанки, то такие меры приведут к их убыткам, но они не станут критичными для отрасли, полагает Роман Алехин, основатель маркетинговой группы «Алехин и партнеры».
Впрочем, по словам Жарского, отечественные производители катанки могут попросить поддержки у государства на время, пока будут пролоббированы новые рынки сбыта.
Инициаторами расследования в отношении ввоза на территорию США катанки из РФ, Белоруссии и ОАЭ выступили Gerdau Ameristeel US, Nucor Corporation, Keystone Consolidated Industries и Charter Steel.
Ранее министерство торговли США предварительно признало факт демпинга при импорте катанки из углеродной и легированной стали из Украины, Италии, Южной Кореи, Южной Африки, Испании, Турции и Великобритании. Так, например, предварительные пошлины в отношении продукции «ArcelorMittal Кривой Рог» и Енакиевского метзавода (входит в «Метинвест») были обозначены на уровне 44,03%, в отношении других украинских производителей — 34,98%. Впрочем,
стальная катанка — далеко не первый пример протекционистской политики Соединенных Штатов. Президент Дональд Трамп последовательно отстаивает интересы американских производителей.
С момента его инаугурации минторг ввел порядка 77 антидемпинговых и компенсационных пошлин на разные группы товаров.
Одним из самых громких таких дел стала история с пошлинами на самолеты S-серии канадского производителя Bombardier. Виной всему стал крупный контракт с авиаперевозчиком Delta Air Lines, который Bombardier в 2016 году буквально перехватил у Boeing, предложив авиакомпании свои воздушные судна по рекордно низкой цене в $19,6 млн за судно.
При этом каталожная стоимость конкурирующей с CSeries модели Boeing 737-700 составляет $83,4 млн, а себестоимость производства подобного самолета, по оценки самой Boeing, не менее $33,2 млн. Минторг США после обращения Boeing и проведенного расследования установил компенсационные пошлины на самолеты компании Bombardier в размере 219,63%.
Ранее специалистамы Всемирного банка и фондов Heritage и Global Trade Alert провели исследование, согласно которому ведущие мировые экономики все чаще используют протекционисткие законы и заградительные меры для защиты своих производителей. Так, в законодательстве США и ЕС было выявлено более 1000 подобных законов, в Индии — порядка 400. По подсчетам специалистов, торговые ограничения обходятся мировой экономике в $400 млрд.