Вашингтон официально отказался признать Китай рыночной экономикой. Белый дом объясняет свое решение недостаточной либерализацией китайской экономики, эксперты - боязнью конкуренции.
Администрация президента США Дональда Трампа официально отклонила требование Китая о признании его рыночной экономикой в соответствии с правилами международной торговли. Свое решение Вашингтон направил штаб-квартиру Всемирной торговой организации в Женеве еще в середине ноября. Условия вступление Китая в ВТО в 2001 году предполагали автоматическое присвоение статуса рыночной экономики через 15 лет после присоединения страны к организации, пишет The Wall Street Journal. И в прошлом году Пекин напомнил об этом пункте. Однако США и ЕС отказались его выполнять, мотивируя свою позицию тем, что КНР еще не завершил предусмотренную тем же договором либерализацию рынка. В ответ Китай пожаловался на них в торговый суд ВТО, требуя заставить Вашингтон и Брюссель признать китайскую экономику рыночной. Дело против США пока застряло на ранней стадии, но скоро ожидаются слушания по жалобе в отношении ЕС.
Политическое решение
На самом деле, в Китае уже полноценная рыночная экономика, считает старший научный сотрудник аналитического центра Института международных исследований МГИМО Леонид Гусев. А нежелание западных стран это признать, скорее всего, связано с тем, что они очень испугались конкуренции. По многим параметрам в экономическом плане КНР становится если не на первое место в мире, то уж точно на втрое, потеснив Японию и тот же Евросоюз. Не удивительно, что США и ЕС видят в этом угрозу. Собственно, об угрозе, исходящей из Поднебесной, как раз в прошлом году в ходе своей предвыборной компании неоднократно заявлял нынешний президент США Дональд Трамп. В частности, он обращал внимание на то, что перенос в Китай производственных площадок многих американских компаний приводит к потере рабочих мест в самих Штатах. Правда, заняв Белый дом, и начав активное общение с китайской стороной, он заметно смягчил свою риторику и стал говорить, что Китай — это важный партнер США по многим проблемам, особенно, в экономике.
«Но все равно вот это негативное отношение у Трампа и части его команды к Китаю, конечно же, остается. И вот такими заявлениями они как бы показывают, что Китай все-таки не совсем то, что им надо», — рассуждает Гусев. Политика в данном случае стоит на первом месте, полагает эксперт. И Трамп, когда шел к власти, экономическими проблемами закрывал политическую составляющую — недовольство возвышением Китая по всем мировым направлениям. Ведь если страна в экономическом плане становится мощнейшей державой, она впоследствии начинает играть соответствующую роль и на политической арене. Пекин уже достаточно активно проявляет себя в данном направлении.
Кроме того, в Вашингтоне очень недовольны тем, что в Китае до сих пор действует однопартийная политическая система. Там есть партии, союзные с коммунистической, но они чисто декоративные.
«Наверное, это еще не все причины, но основные, почему США по отношению к Китаю так действует», — замечает эксперт.
Экономические последствия
Почему Китаю так важно получить обещанный статус? Это расширит возможности продвижения китайских товаров на западные рынки.
Считается, что вмешательство государства в экономику создает несправедливые преимущества для производителей, поэтому торговые партнеры страны, которая не считается рыночной экономикой, могут устанавливать высокие пошлины на импорт из нее. Иногда они превышают 100%. По некоторым оценкам, это обходится китайским компаниям в миллиарды долларов экспортной выручки.
Но в целом такое непризнание вряд ли очень уж сильно ударит по китайскому рынку, считает Гусев, поскольку и ЕС, и США все равно очень сильно на него завязаны. Однако это подчеркивает негатив в отношениях между правительством США и правительством Китая. И очередной демарш Вашингтона может усилить напряженность между двумя крупнейшими экономиками мира, считают авторы The Wall Street Journal. «До какой-то степени ухудшение отношений еще может быть — некоторое ограничение сотрудничества, словесная перепалка — но не думаю, что они дойдут до кардинального противостояния, — говорит Гусев. — Слишком большая связка за последние 25 лет установилась между Китаем и США. Едешь по Китаю, одни американо-европейские фирмы стоят. Все восточное побережье, от севера до юга, забито западными компаниями. Именно там производятся все современные айфоны, автомобили, станки с оборудованием». Разрушение этой структуры будет мощным ударом по всем входящим в нее экономикам. Да и мировой рикошетом сильно достанется. Очевидно, что в подобном развитии событий никто не заинтересован.