Пока кипят страсти по Сирии, в самой важной точке приложения мировых сил, в Пекине тихо и незаметно огласили план предстоящей пятилетки. Эта веха в экономике Китая может изрядно изменить мир. На фоне глобального кризиса Китай меняет свою стратегию: он уходит с внешних рынков. Все, лозунг «Китай мировой промышленный цех» себя изжил.
Китайское правительство намерено отныне строить общество «среднего достатка». Для этого вся модель экономики будет перестроена и переориентирована внутренний рынок. Пекин намерен сокращать финансирование производство в то время как другие страны делают все, чтобы его нарастить.
Как бы ни казались действия китайцев крамольными для либеральных экономистов, в их действиях есть резон. В мире возникает кризис перепроизводства. Пекин не желает производить никому не нужные товары. Они намерены производить товары, которые будут востребованы собственным населением, благо его количество позволят им опираться только на свой рынок. Предполагается, что в стране будет произведена резкая урбанизация, которая породит «средний класс», который будет по численности в три раза превосходить аналогичный в США.
Каковы будут результаты можно только гадать, хотя есть смысл думать, что это вполне возможная модель.
А вот что сулит новая модель Китая для мировой экономики и соседей, вопрос значимый.
Если учесть, что США и Европа полностью избавились от многих своих производство, переведя их в Китай, то сокращение может болезненно сказаться на потреблении и привычных удобствах западного мира, хотя может стимулировать развитие современнейших производств в этих странах.
Россия, если правильно воспользуется ситуацией, обживет и обустроит Дальний Восток. Ведь спрос на наши товары на внутрикитайском рынке будет расти. Уже сейчас наша близость к Китаю, хорошая логистика, которую развивало там правительство, устроило маленький региональный бум нашей нефти марки ESPO (ВСТО).
Эта нефть из Восточной Сибири, приходить по трубопроводу к Тихому океану и отправляется портами в Китай. Ее высокое качество, легкость в транспортировке и минимальное (до 20 дней) время доставки сделало ее фаворитом среднего и мелкого нефтеперерабатывающего бизнеса. Сейчас она уверенно обходит в этом сегменте импорт из Саудовской Аравии, а ее стоимость повысилась на 5 долларов за баррель. На данный момент мы являемся лидерам по нефтяным поставкам в Поднебесную.
Таких возможностей меняющаяся экономика соседей предоставит нам немало, важно воспользоваться этим правильно.
Но есть и ложка дегтя в этой бочке меда: окончание эры дешевой рабочей силы означает, что для реализации программы китайцы перейдут на выпуск высокотехнологичной продукции с высокой добавочной стоимостью, часть из которого будет производство современного обрабатывающего промышленного оборудования. Вот тут наши интересы пресекаются, восточный сосед может сильно ужать наш рынок.
Но пока у нас есть время поразмышлять, проанализировать векторы и сделать выводы, а может быть и взять за образец.
Ведь цель Китая: построение модели экономики альтернативной западной.
Eugeny Radugin