На банковском рынке появились новые «специалисты».[/i]Источник: Фотоархив ИД «Коммерсантъ» На финансовом рынке появился новый вид мошенничества. К специалистам по избавлению от долгов и исключению из черных списков добавились псевдоюристы, обещающие за комиссию вернуть страховку, уплаченную банку при оформлении кредита. В большинстве случаев они, как и две первые категории мошенников, создают видимость бурной, но безрезультатной деятельности. Но есть и те, кто собирает персональные данные граждан в неблаговидных целях.О появлении на рынке «расстрахователей», готовых избавить клиента банка от навязанной при оформлении кредита страховки, рассказали «Ъ» банкиры, страховщики и правозащитники. Эксперты связывают возникновение большого количества подобных компаний с шумихой вокруг кредитных страховок.Она поднялась из-за грядущего увеличения периода охлаждения (в течение которого можно расторгнуть договор страхования и вернуть деньги, сейчас пять дней) и возможного распространения его на договоры коллективного страхования (идею предложили страховщики и правозащитники и готов поддержать регулятор), а также из-за судебных побед заемщиков в спорах об отказах от навязанных страховок с банками.Подобные специалисты возникают практически в любых чувствительных для клиентов банков громких темах, отмечают собеседники «Ъ». Наглядными примерами могут служить «раздолжнители» и «разблокировщики», обещающие исключение из черного списка отказников ЦБ и возврат средств с заблокированного счета.«Расстрахователей» можно условно разделить на три типа, рассказывает руководитель проекта ОНФ «За права заемщиков» Виктор Климов.«Первые — обычные юристы, которые за деньги обещают вернуть навязанную при получении кредита страховку, когда речь идет об индивидуальных договорах страхования с еще не истекшим периодом охлаждения, — поясняет он.— Проблему представляют псевдоспециалисты, которые берутся за возврат страховки в любых, в том числе и безнадежных случаях, например, по договорам коллективного страхования (сейчас законом такая возможность не предусмотрена)».Читайте также
Заключенный собрал шесть миллиардов на свободе. Раскрыто преступное сообщество, организованное в колонииПо его словам, их можно подразделить на две категории — относительно безобидных, тех, кто создает видимость деятельности, заваливая банки пустыми исками и запросами, но ничего не добивается в итоге, и тех, чья цель — получение персональных данных доверчивых клиентов в мошеннических целях.В розничных банках подтвердили, что сталкивались с «расстрахователями». «Эти псевдоюристы раздавали листовки возле одного из отделений банка, — отмечает зампред правления “Ренессанс кредита” Сергей Королев.— И наш сотрудник вышел с ними на контакт под видом клиента». «Расстрахователи» предложили держать с ними связь через Instagram. Заключать договор, подписывать заявление или же выдать доверенности клиента не просили, зато потребовали скан-копию паспорта и реквизиты счета в банке, а также номер мобильного телефона, рассказывает Сергей Королев.«Мы также сталкивались с подобными “специалистами”, — отмечает директор департамента правового обеспечения ХКФ-банка Александр Гонтаренко.— Причем как с разводящими имитацию юридической деятельности, так и стремящимися получить доступ к персональным данным».По словам Сергея Королева, те, кто собирает персональные данные, скорее относятся к полукриминальным элементам, для банков они угрозы не представляют, а вот у клиентов банков могут увести средства со счета или набрать займов на их имя.По словам главы Всероссийского союза страховщиков Игоря Юргенса, страховые компании тоже периодически сталкиваются с подобными псевдоюристами. На данный момент, уточнил он, никто с ними не борется, так как доказать незаконность их действий достаточно сложно. В ЦБ пока не получали жалоб на действия «расстрахователей».Читайте также
Мошенники изобрели способ звонить за счет гражданЭксперты уверены, что отчасти победить «расстрахователей» могут силовики, если займутся проблемой. «Активная деятельность правоохранительных органов в виде вызова на допросы тех же подозреваемых в хищении персональных данных должна охладить пыл многих», — отмечает управляющий партнер Lidings Андрей Зеленин. Пока же, по его словам, необходимо максимальное информирование населения о рисках подобных услуг. Виктор Климов подчеркивает, что появление посредников — это яркое свидетельство наличия проблемы. По его словам, ЦБ придется «побороться, чтобы порядок отказа от страховок был доступен и понятен, тогда проблема исчезнет».
Вероника Горячева