© Оксана Викторова/Коллаж/Ridus
Бодрые речи властей о росте номинальных зарплат не убедили россиян. Они не спешат раскрывать кошельки в ожидании потенциальной прибавки. Совсем наоборот: большинство граждан опасаются снижения своих заработков. Об этом говорят результаты опроса, проведенного Национальным агентством финансовых исследований.
Далеко от оптимизма
По сравнению с пиком кризиса количество пессимистов уменьшилось, но незначительно. Сегодня число тех, кого тревожит мысль о сокращении зарплаты (своей или близких) в течение ближайших месяцев, составляет 55%, тогда как в 2015 году доля таких граждан доходила до 60%.
На те же пять процентов (с 10% до 5%) упала доля респондентов, которые сообщили, что зарплату им уже уменьшили. Количество оптимистов, уверенных в стабильности своих окладов, выросло с 11% до 19%. Не исключают вероятность задержек зарплаты в скором будущем 53% опрошенных, при этом реальное запоздание выплат в близком окружении подтверждают 7% (еще в марте текущего года таковых было 8%). Каждый пятый опрошенный уверен, что такая ситуация практически невозможна. Это тоже чуть меньше, чем в марте 2017 года. Волнует россиян и возможность найти равноценную работу в случае ее потери. В октябре 53% сомневались, что смогут устроиться на тех же условиях без особых усилий, тогда как еще в марте подобное беспокойство проявляли 47%. При этом на самом деле доля россиян, у которых родственники или близкие потеряли работу за последние 2—3 месяца, продолжает сокращаться. В 2016 году об этом сообщали 46%, в марте 2017 года — уже 39%, а сегодня — 34%. Однако по-прежнему каждый десятый опрошенный указывает, что таких людей много.
Пессимистичные настроения относительно оплаты труда и занятости более свойственны жителям средних по размеру городов с населением 100—500 тысяч человек. Именно они чаще говорят о потере работы (40%), хотя еще полгода назад это было в большей мере присуще жителям Москвы и Санкт-Петербурга, и сильнее опасаются снижения зарплаты (67% против 42% в обеих столицах). Зато среди «середнячков» больше уверенных в том, что они легко смогут найти схожую работу (13% против 6% среди столичных жителей).
© flickr.com
Плюс демографическая яма
Безусловно, черное золото остается главным драйвером отечественной экономики. При этом, по данным Росстата, в ноябре промышленное производство в России показало рекордное падение за восемь лет. Очевидно, вниз его потянула обрабатывающая промышленность, которая снижается так, что даже добывающая с ее дополнительными доходами не может компенсировать этот процесс. Однако далеко идущие выводы делать рано, считает Назаров. «Я не сторонник как избыточного оптимизма правительства, по словам которого мы выходим на устойчивый рост в 3—4%, так и того, чтобы по данным квартала говорить о том, что обрабатывающая промышленность рухнула, — поясняет он. — Различные колебания вполне естественны, но в среднем по стране у нас очень умеренный рост. Мы считали, что для нашей страны естественный экономический рост при сложившихся условиях — около одного процента. А в следующем году мы отклонимся от этого процента немножко вверх, потому что будут дополнительные вливания со стороны бюджета по линии указов».
Эксперт также добавляет, что и инвестиции в этом году немного оживились, а это тоже позитивно повлияет на экономический рост в будущем году: при условии стабильных цен на нефть он может составить и 2%.
Заработные платы привязаны к динамике ВВП. Они могут обгонять экономический рост, как было в России до кризиса, могут отставать, но в среднесрочной перспективе все-таки должны отражать его темпы. К тому же не стоит забывать о демографической яме, из-за которой нарастает дефицит кадров на рынке труда.
В сложившихся макроэкономических обстоятельствах вряд ли можно ожидать резкого роста зарплат в следующем году, но и падения бояться тоже не стоит. Более того, по мнению эксперта, тяжелая демографическая ситуация и хоть какой-то экономический рост в совокупности дадут некоторое увеличение зарплат не только в номинальном, но и в реальном выражении.